1 Синтаксис Прямая речь
2 Опорный конспект «П» «П» - прямая речь, слова какого-либо лица, передаваемые без изменения. А А - слова автора, из которых узнаём, чья речь. «П, !?» - а. А: «П.!?»
3 О бъясните постановку знаков препинания предложений с прямой речью, начертив схемы. С помощью каких глаголов говорения вводится прямая речь. Укажите обращения. Определите основную мысль текста. Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды», проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка», щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья», прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды - помыть ноги. (По В.С у х о м л и н с к о м у.) *** Продолжите слова автора прямой речью: Сегодня я приду домой и обязательно предложу маме …
4 Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. 1) Мама предупредила... 2) Мальчик испуганно прошептал... 3)... неожиданно объявил Вовка. 4)... спросил незнакомец. проверка
5 Проверка 1) Мама предупредила: «Возвращайся домой вовремя!» 2) Мальчик испуганно прошептал: «Здесь змея на пне.» 3) «Завтра напишу диктант на пятёрку!» - неожиданно объявил Вовка. 4) «Ребята, кто у вас преподает литературу?» - спросил незнакомец.
6 Составьте из двух предложений одно с прямой речью. Запишите их, составьте схемы. 1) Дежурный сказал. Класс к уроку готов. 2) Ребята заявили. В поход пойдём все. 3) Даша написала записку маме. Мама, я задержусь в гимназии. 4) Девочка удивилась. Разве страус не летает? Проверка
7 Проверка 1) Дежурный сказал: «Класс к уроку готов.» А: «П.» 2) Ребята заявили: «В поход пойдём все!» А: «П!» 3) Даша написала записку маме: «Мама, я задержусь в гимназии.» А: «П.» 4) Девочка удивилась: «Разве страус не летает?» А: «П?»
8 Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните глаголы «говорения», которыми связывается прямая речь со словами автора. 1) А Снежная королева не может ворваться сюда спросила раз девочка. 2) Пусть только попробует сказал мальчик. 3) Вдруг мальчик воскликнул Меня кольнуло прямо в сердце. 4) Кай что ты делаешь вскрикнула девочка. 5) Он крикнул Герде в самое ухо Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками. (Г. X. Андерсен.) Проверка
9 Проверка 1) «А Снежная королева не может ворваться сюда?» - спросила раз девочка. 2) «Пусть только попробует,» - сказал мальчик. 3) Вдруг мальчик воскликнул: «Меня кольнуло прямо в сердце.» 4) «Кай, что ты делаешь?» - вскрикнула девочка. 5) Он крикнул Герде в самое ухо: «Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчиками.» (Г. X. Андерсен.)
10 Прямая речь может состоять из нескольких предложений В таком случае кавычки ставятся один раз. Например: 1. Ребята спросили у космонавта Германа Титова: «Каким видом спорт лучше заниматься, чтобы стать космонавтом?» 2.Тот ответил: «Все виды спорта хороши. Главное, чтобы каждый из вас занимался спортом».
11 Выпишите предложения с прямой речью. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. 1 вариант: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала чижу Пора чиж петь. Чиж ответил Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь. 2 вариант: На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает кричит ищет свою мать. Народ спрашивает у неё Какая же твоя мама? А девочка сквозь слёзы говорит Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех. 3 вариант: Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не с..ешь их яблочка. Старик сказал Я не с..ем, другие с..едят. Мне спасиб.. скажут. (Л.Толстой.) Л.Толстой. Проверка
12 Проверка 1 вариант: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала чижу: «Пора, чиж, петь.» Чиж ответил: «Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь.» 2 вариант: На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех.» 3 вариант: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода, и ты не съешь их яблочка.» Старик сказал: « Я не съем, другие съедят. Мне спасибо скажут.»
13 Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания при прямой речи. Допишите, что сказал каждый из двух других путников. ИСТОЧНИК. В жаркий полдень три путника сошлись на краю дороги у чистого прохладного ключа. Здесь был водоём с надписью: «Будь похожим на этот источник!» Путники стали толковать о том, что это значит. Первый путник сказал: «Надо быть таким же полезным, как вода в источнике, доставлять людям столько радости, сколько доставляет этот родник в жаркий день»
14 Конструирование Задание: Замените предложения с прямой речью сложными. 1) Васютка проглотил слюну, еще раз поглядел на кровянистое небо и с тревогой сказал: «Ветер завтра будет». (В. Астафьев). 2) «Завтра скворцов нигде не увидишь, они улетят», пояснил мне брат. (А. Рыжиков). 3) Рувим долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: «Первый снег очень к лицу земле». (К. Паустовский). Проверка
15 Проверка 1) Васютка проглотил слюну, еще раз поглядел на кровянистое небо и с тревогой сообщил, что завтра будет ветер. 2) Брат пояснил мне, что завтра скворцов нигде не увидишь, потому что они улетят. 3) Рувим долго смотрел за окно, вздохнул и сказал, что первый снег очень к лицу земле.
16 ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1.С каким способом передачи чужого высказывания мы имели удовольствие познакомиться сегодня поближе? 2.Расскажите о структуре предложений с прямой речью. 3.Каково назначение слов автора? Каково их место в структуре предложений с прямой речью? 4.Расскажите правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Начертите схемы.