Т ЕМА 2 СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕМПОВ И ПРОПОРЦИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1
Структурная сложность экономики как системы предопределяется многообразием ее элементов, числом и разнообразием связей между ними, количеством иерархических уровней, характером подсистем, роль которых выполняют практически все элементы и блоки макроэкономики. Существующая структура экономики сложилась под влиянием длительных процессов общественного разделения труда формирования социальной структуры общества роста и усложнения потребностей человека развития производительных сил, научно- технического прогресса 2
В ИДЫ СТРУКТУР В ЭКОНОМИКЕ Организационно- функциональная Воспроизводственная Отраслевая Технологическая Ресурсная Региональная 3
Сфера материального производства Непроизводственная сфера Сфера создания материально- вещественных благ Сфера межотраслевых системных продуктов Сфера услуг Первичный сектор - добывающ ий, сырьевой Вторичный сектор - обрабатыва ющий Третичный сектор - инфраструкту рный Четвертичный сектор - распределитель ный Пятеричный сектор - управленчес кий Корпорации, предприятия, организации Корпорации, банки, фонды Органы власти, организац ии Региональные экономики Организационно-функциональная структура экономики 4
5 Первичный сектор – угольная, газовая, нефтяная, горнорудная, заготовка древесины, сельское хозяйство и др. добывающие виды деятельности. Вторичный сектор – отрасли: нефтехимия, металлургия, машиностроение, деревообрабатывающая, строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и др. обрабатывающие производства. Третичный сектор - железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный транспорт, связь, электроэнергетика, водо- и теплоснабжение и др. инфраструктурные виды деятельности. Четвертичный сектор - внутренняя и внешняя торговля, финансы, страхование, операции с недвижимостью и др. распределительно- общественные виды деятельности. Пятеричный сектор – здравоохранение, образование, спорт, культура, наука, информатизация, управление и др. социально-управленческие виды деятельности Примерный состав секторов по видам деятельности
Воспроизводственная структура экономики 6 Основные структурные соотношения: а) накопления и потребления; б) предпроизводства и производства; в) производства и рынка; г) производственного, общественного и личного потребления; д) возрастной и видовой структуры основных фондов е) научной и инженерной подготовки; ж) структурной предпринимательской и маркетинговой подготовки; з) инвестиционной и интеллектуальной подготовки производства и др.
Отраслевая структура экономики 7 соотношение вкладов отдельных отраслей в ВВП или экономических ресурсов, прежде всего основных средств производства. Вместо действовавшего В России Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) с 1 января 2003 был введен в практику и в информационную систему государственной статистики Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОКВЭД - построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейской экономическом сообществе (КДЕС ).
Т ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ 8 совокупность технологических укладов, целостных технологических образований, определяющих технологическую базу производства групп однотипных товаров и услуг. Определяющий показатель – соотношение функционирующих технологических укладов.
Ресурсная структура экономики 9 Представление экономики как совокупности процессов по производству и эффективному использованию ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества, дает основание структурировать экономику по взаимосвязанным процессам воспроизводства основных ресурсов.
Т ЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ - динамическое состояние размещения производительных сил по регионам, связанным в единой системе национальной экономики. 10
С ТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ МОЖНО СГРУППИРОВАТЬ ПО РЯДУ ПРИЗНАКОВ : Историческому – каждому этапу истории присущи свои структурные сдвиги в экономике Территориальному (географическому) – изменения в структуре экономики регионов, областей, стран По охвату хозяйственных элементов – макро, мезо, микро и наносдвиги (экономические интересы и потребности индивида) По скорости, продолжительности, глубине и масштабам изменений – эволюционные и революционные По характеру – обратимые и необратимые 11
СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Структурная политика - составная целостная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как средству решения стратегических и тактических задач в экономике и социальной сфере, определяющая цели, задачи, направления, а также механизм деятельности органов государственной власти при установлении оптимальных пропорциональных зависимостей и структурных связей между различными подсистемами и элементами в экономике в целом, ее сферах, уровнях, воспроизводственных стадиях и процессах 12
С ОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СТРУКТУРНОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК Возрастание удельного веса наукоемких производств в связи с переходом на инновационный тип развития Приоритетное технологическое обновление машиностроения как ядра и базы инновационных преобразований экономики Рост значимости предпроизводственной стадии общественного воспроизводства (интеллектуальной, инженерной, инвестиционной, структурной, предпринимательской подготовки производства) Увеличение доли услуг в ВВП, усложнение и нарастание дифференциации сектора услуг в экономике 13
ПРОДОЛЖЕНИЕ Преимущественное развитие инфраструктурных отраслей (транспорта, связи, информационных систем, рыночной инфраструктуры) Возрастающее преобладание в экономике смешанной формы собственности Усиление социальной направленности экономической динамики, приоритетное обновление социальной сферы Выравнивание социально-экономического т научно-технического развития регионов, стран Рост корпоратизации экономики (интеграции промышленных, финансовых, торговых организаций, слияния компаний с созданием мощной хозяйственной зоны из малых предпринимательских фирм вокруг каждой крупной корпорации) 14
ПРОДОЛЖЕНИЕ Свертывание неэффективных производств, сфер и видов деятельности, продукция которых не востребуется рынком Активное формирование 5-6 технологических укладов Возрастающая ориентация структурной трансформации экономики на социально- экономическую устойчивость и экономическую безопасность Падение доли ТЭК во всех макроэкономических показателях в условиях нарастающего ресурсосбережения Увеличивающаяся потребность структурной адаптации национальной экономики к международному разделению труда в условиях целостности мирового хозяйства 15
ПРОДОЛЖЕНИЕ Возрастание роли транспорта, активизация миграции капитала, формирование межнациональных и межотраслевых объединений (корпораций) Опережающий рост производственного потребления в условиях крупномасштабного технологического обновления производственного аппарата Усиление роли государственного регулирования в структурных преобразованиях, в координации структурной политики с другими политиками и с различными уровнями хозяйственной иерархии 16
С ОВОКУПНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЙ, ФОРМ И МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Первый блок – макроэкономический, охватывает следующие направления структурной политики: Оптимизация отраслевой структуры экономики Оптимизация соотношения "накопление – потребление", пропорций производства товаров и услуг, рациональное сочетание всех секторов экономики Приоритетное развитие образовательной и научно-технической сфер Стимулирование спроса на продукцию приоритетных отраслей и сфер деятельности Содействие росту высокотехнологичного экспорта 17
ПРОДОЛЖЕНИЕ Второй блок – региональный, охватывает методы, позволяющие государственным органам федерального центра: Перестраивать экономическую структуру хозяйства с учетом развития федеральных отношений в России Формировать экономическую базу субъектов Федерации, выравнивая их социально- экономический уровень развития 18
Третий блок включает группу методов, обеспечивающих структурную перестройку экономики страны : Повышение экономической устойчивости и проявление активности основных субъектов рынка – предприятий, корпораций, научных учреждений, и др. Селективную поддержку базисных элементов экономической конструкции хозяйства – так называемых «точек роста» Вывод из хозяйственного оборота неэффективных предприятий 19
Четвертый блок – институциональный, его методы направлены на решение следующих задач: Создать общие благоприятные условия для структурных преобразований, дифференцированных по отраслям, регионам, экономическим зонам (формирование инвестиционного климата и др. ) Создать предпосылки для развития позитивных рыночных регуляторов структурных трансформаций Ослабить негативное воздействие рынка на пропорциональные и структурные связи Обеспечить социальную ориентацию всех структурных преобразований в национальной экономике, контроль общества за социальными последствиями структурной трансформации 20
Н ЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ АКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В Р ОССИИ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ДВУМЯ ОСНОВНЫМИ ПРИЧИНАМИ : - недостаточной экономической (рыночной) мотивацией сложившихся хозяйственных структур к решению задач технологической и структурной модернизации производства, формированию и освоению новых товарных рынков; - слабостью или отсутствием хозяйствующих субъектов, способных отвечать на сигналы структурокорректирующей политики. 21
С ТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ поступательное развитие нефтегазового комплекса, переход к новым технологиям добычи и переработки топлива базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. В среднесрочной перспективе особенно высок потенциал роста (в том числе путем импортозамещения) среднетехнологичного производства - пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также экспортно ориентированных химической промышленности и цветной металлургии. высокотехнологичные сектора экономики (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), 22
23 Направления структурной политики в КДСЭР РФ до 2020 г. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах, в том числе: обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям; переход от экспорта первичных сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки; формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики; укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса; реализация водного потенциала российской экономики; реализация аграрного потенциала в части развития экспорта и импортозамещения на внутреннем рынке продукции сельского хозяйства.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА Промышленность в теориях экономического роста: в «сырьевой» теории, основными категориями являются понятия промышленных секторов. Основными движущими силами развития выступают инвестиции в производство экспортного сырьевого товара и устойчивый внешний спрос. в теории полюсов роста (Growth Pole Theory) основной категорией является понятие отрасли промышленности. "Экономическое развитие" - это структурное изменение, вызванное ростом новых, «увлекающих» отраслей или полюсов роста содержащих движущую силу экономического развития. Эти отрасли, которые инициируют, а затем распространяют развитие на окружающее пространство 24
П РОМЫШЛЕННОСТЬ В ТЕОРИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) В теории товарного цикла основной категорией является понятие жизненного цикла продукции. Классификация товаров по данному признаку позволяет выделить три группы товаров: новые, зрелые и стандартизированные. Экономическое развитие состоит в непрерывном процессе создания новых видов продукции. Основной движущей силой экономического развития является инновационный процесс, воплощающийся в форме разработки новых видов продукции. 25
П РОМЫШЛЕННОСТЬ В ТЕОРИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) в теории гибкой специализации основными категориями являются понятия производственного режима и метода организации промышленного производства. Развитие рассматривается не просто как количественный рост, но еще и как качественное изменение структуры промышленности и конкурентных преимуществ. Основной движущей силой развития является изменение характера спроса, требующее от фирм большей мобильности. 26
П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА Экономическая автономия страны Основоположник – Ф.Лист (Германия) 27 Торговый протекционизм (барьеры импорту субсидирование экспорта и др.) Селекция "национальных лидеров (фирм, отраслей) Государственная поддержка фирм, отраслей Государственное управление промышленностью ЖЕСТКАЯ ПРОМПОЛИТИКА
П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА 28
экспортно-ориентированная (создание условий для роста экспорта определенных ВИДОВ продукции) внутренне ориентированная (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности) стратегическая (менее распространенный и не столь явно выраженный тип промышленной политики), направленная на ограничения использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т.п.). 29 О СНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ( МИРОВОЙ ОПЫТ ).
30 Выбор приоритетов - исходная предпосылка любой промышленной политики. Формирование приоритетов возможно и «сверху»- государством и «снизу» - бизнесом. Масштабная промышленная политика основана на «встречном» движении, диалоге бизнеса и власти (Япония, Корея).
П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В Р ОССИИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Предпринимательское сообщество: Промышленная политика по определению ТПП - это система мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала. Целью и смыслом промышленной политики могут и должны стать глубокая структурная трансформация экономики, ее технологическая модернизация. Промышленная политика должна строиться на основе сочетания активной роли государства и рыночных механизмов. 31
П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В Р ОССИИ Законодательная власть Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность и ее отдельные сферы хозяйствующих единиц. Объектом является производитель товаров и услуг (производственное предприятие, корпорация, отдельный предприниматель и т.д.) Субъектом является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом. Целью промышленной политики РФ является обеспечение динамичного развития страны, роста благосостояния ее граждан и конкурентоспособности отечественных производителей. 32
МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ Первая группа : селективная отраслевая поддержка определенных производств через государственный бюджет; содействие малым и средним предприятиям ; финансирование и организация НИОКР; фонды промышленного развития; стимулирование зон, отстающих в промышленном развитии; ускоренная амортизация; содействие промышленному экспорту; регулирование импорта промышленных товаров; патентное регулирование и стандартизация продукции промышленности 33
МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Вторая группа : механизмы использования образовательных, налогово-тарифных; денежно-кредитных: инфраструктурных(транспортных, информационных); административно- политических (организационных) ресурсов Третья группа: государственные затраты в смежных областях приоритетного сектора: подготовка кадров за государственный счет по определенным специальностям, проведение НИОКР и передача результатов в частный сектор на льготных условиях, вложения в создание производственно- технологической инфраструктуры (транспортной, коммуникационной). 34
МЕХАНИЗМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Четвертая группа: меры по снятию (или введению) административных и регуляционных барьеров входа на рынок и выхода с него (регистрация, лицензирование, стандартизация), антимонопольное законодательство, барьеры для слияния и поглощения, организационно- политическая поддержка интересов экспортеров на рынках других стран 35
П РОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В Р ОССИИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) Промышленная политика на перспективу в Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 г. : содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики; содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности; содействие развитию производственного малого и среднего бизнеса. (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) проект 2010 г. 36
37 Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Основная цель - получение долгосрочных прогнозов развития мирового производственного сектора и технологических рынков в сценарной форме, а также фиксация позиций российских игроков по отношению к тому или иному сценарию, включая составление дорожных карт достижения лидерства на приоритетных технологических рынках (включая все возможные инструменты государственной поддержки и формы частно- государственного партнерства).
38 Будет спрогнозировано : Долгосрочные тренды развития глобального рынка по циклам: краткосрочный, инвестиционный, секторальный; сравнительный анализ позиций российских компаний; Фиксация жизненных циклов рынков в глобальном и российском масштабе (формирование, рост, зрелый этап) с учетом степени развертывания технологической парадигмы; Описание факторов и процессов, проводящих к трансформации рынков, возможные «черные лебеди», зоны неопределенности; Оценка последствий воздействия выделенных групп технологий на трансформацию традиционных производственных секторов, изменение их технологической, инфраструктурной и корпоративной системы (появление новых сегментов, оживление старых рынков, стагнация и пр.), в сценарном залоге Потенциал возникновения новых рынков и секторов; возможные позиции российских компаний; Соотнесение выделенных прогнозов с текущей государственной промышленной политикой в выбранных секторах; фиксация дефицитов; Выбор стратегии достижения лидерства на приоритетных рынках (составление дорожных карт, включающих в т. ч. меры госполитики и проекты развития).
39 Инновации, выбранные в качестве основных направлений промышленного и технологического форсайта Эволюция материалов: новые композиционные материалы и биотехнологии Новая элементная база: технологическое обновление радио- и микроэлектроники Модернизация производств: роботизация и «тотальная» информатизация процессов Управление жизненным циклом больших систем: внедрение инструментов системного дизайна и инженерии; интеллектуальные платформы