Программа индивидуального развития ребенка. Воспитать человека – значит помочь ему найти цель. Цель: воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем. Задачи: 1.Способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности ребенка. 2.Поддерживать и развивать творческие устремления ребенка, создавать условия для самовыражения и самореализации его. 3.Создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования и развития личности ребенка.
Методы воспитания: Индивидуальная работа с учеником; Работа с родителями; Работа с учителями – предметниками; Работа с психологами, социальным педагогом. Формы работы: Индивидуальные беседы; Анкетирование, тестирование. Участники программы: Ученик, классный руководитель, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования, психологи, социальный педагог, родители. Срок реализации: 5 лет ( с 5 по 9 класс).
Этапы реализации: 1. Диагностический. I.Создание психолого – педагогической карты ребенка. 1.Общая информация (Ф.И.О. ученика, год рождения, сведения о родителях); 2.Состояние здоровья; 3.Познавательная сфера ( где фиксируются мышление, внимание, зрительная и слуховая память); 4.Учебная мотивация; 5.Эмоциональное самочувствие; 6.Особенности поведения; 7.Положение в классе; 8.Удовлетворенность в общении. II.Поиск индивидуальных методов развития. Выявление причин возникновения различных проблем и путей их устранения.
2. Реализация программы индивидуального развития ребенка 1.Создание благоприятного эмоционального фона учения. 2.Интеллектуальное развитие личности. (Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно – исследовательской работе). 3.Стимулирование самостоятельной деятельности школьника. 4.Развитие способностей учащегося в различных областях жизнедеятельности. Развитие творческих способностей. (вовлечение в кружки, секции, привлечение к организации общественных дел в классе и школе). 5.Повышение уровня самооценки. (Проведение бесед, тренингов с привлечением психологов, постоянный контакт с родителями).
3. Самореализация. Составление программы саморазвития личности ребенка. 1.Самоанализ. Совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности. 2.Самокоррекция. Приобретение и успешное использование учеником на практике знаний и навыков самокоррекции. 3. Составление и реализация индивидуальной программы развития.
Петрова Ирина Александровна. Дата рождения: Воспитывается в неполной семье. Родители: Светлана Николаевна, работает в ООО «Рускарт». Состояние здоровья: 2 основная группа. Девочка способная, учится на хорошо и отлично. Мотивация к учебной деятельности высокая, старается постоянно расширять свой кругозор, обладает прочно усвоенными знаниями. Её отличает повышенная познавательная и творческая активность. Ирина упорно добивается намеченных целей, самостоятельна и трудоспособна. Соблюдает все правила коллективного труда на уроке, проявляет активное участие. Особенно интересуется такими предметами как математика, чувашский язык, обществознание. Является участником всероссийских игр по русскому языку «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру», по чувашскому языку «Чувашская ласточка», по информатике «Инфознайка». Показывает неплохие результаты. Ирина обладает хорошей памятью, имеет высокий уровень развития, мышления. Она всегда стремится к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Ей присущи высокая мотивация к достижению успеха, стремление стать лучше. В общественной жизни класса и школы принимает активное участие. Участница многих школьных, районных мероприятиях. Посещает танцевальный кружок. Проста в общении, свободно находит контакт с разными людьми. По социометрическому исследованию входит в круг «предпочитаемых» (среднее количество выборов).
Достижения: 6 класс: 1 место во Всероссийской игре-конкурсе по информатике «Инфознайка» 7 класс: 3 место в районном конкурсе сочинений «Люби и охраняй природу»; 2 место в республиканском конкурсе «Яра – пар 2005». 8 класс: Министр здравоохранения. 3 место на районной научно – практической конференции в секции «Биология»; 1 место в школьном конкурсе «Чаваш Пике»; 3 место в кроссе, посвященному 96-летию со дня рождения Героя Советского Союза Иванова П.И. 9 класс: Зам.министра здравоохранения. 2 место в районной олимпиаде по обществознанию; 2 место в районной олимпиаде по чувашскому языку; 2 место в районной олимпиаде по праву; 3 место в районной олимпиаде по технологии; 3 место в районном конкурсе творческих работ, посвященных 80 – летию Цивильского района в номинации «Сочинение»; 3 место в районной научно – практической конференции в секции «Народная культура, фольклористика и этнография»; Лауреат республиканского этапа всероссийского конкурса «Туркменистан. Что я знаю о нем?»; Дипломант всероссийского конкурса «Туркменистан. Что я знаю о нем?»;
В учебной деятельности особое затруднение вызывают русский и английский языки.
Большой интерес вызывают чувашский язык, обществознание, алгебра
Самодиагностика развития личности. (по 10 бальной шкале) 1. Мотивационные качества – 8, духовно – нравственные качества – 8, Физические качества – 9, Интеллектуальные качества – Деловые качества – 8, Организационно – волевые качества – 8, Социальные качества – 8,625.
Выводы: Весь учебно-воспитательный процесс сопровождается серьезной психологической диагностикой, вследствие которой собирается необходимая психологическая информация по ребенку. Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка была составлена индивидуальная программа развития ребенка. Ребенок адекватно занимается самосовершенствованием. Проявляется потребность в самопознании в учебе и ведению здорового образа жизни, самокоррекция в поведении. Во внеурочной деятельности старается удовлетворять свои потребности в самопознании, саморегуляции, самореализации и самовыражении. Ребенок составил и успешно реализует индивидуальную программу развития.