Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя Выступление на педагогическом совете подготовила Т.В. Сухова Выступление на педагогическом совете подготовила Т.В. Сухова
Педагогическая поддержка: понятие и сущность В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: -Придержав, не дать упасть; -Придержав, не дать упасть; -оказать помощь, содействие; -оказать помощь, содействие; -выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; -выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; -не дать прекратиться, нарушиться чему- нибудь. -не дать прекратиться, нарушиться чему- нибудь.
Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка – это особая технология образования и воспитания, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого, предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы. Педагогическая поддержка – это особая технология образования и воспитания, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого, предполагает самоопределение ребёнка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Педагогическая поддержка Особая деятельность педагога, возможна только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми. Особая деятельность педагога, возможна только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия к ребёнку и подростку. Оба условия (самоопределение, самоорганизация ребёнка и гуманистическая позиция педагога) в реальной практике воспитания очень важны, поскольку попытки иного педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказывается неудачными и мнимыми.
Педагогическая поддержка Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие,САМОкрити ка, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, и другие. Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание,САМОнаблюдение, САМОлюбие,САМОразвитие,САМОкрити ка, САМОпрогноз, САМОорганизация, САМОуправление, и другие.
Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения. Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на наказание, понуждение, прямое принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, публичной проработке, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребёнка, требование беспрекословного повиновения.
Педагогика воздействия Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желания навредить. Перечисленные воздействия приводят к отчуждению детей, замыканию их в своих проблемах, у них возникают негативные эмоции к школе и дому, вообще ко всему окружающему, вплоть до ненависти и желания навредить.
Педагогическая поддержка Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая, либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противостояния злу. Особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая, либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельного противостояния злу.
Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности По утверждению О.С. Газмана, это оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением. По утверждению О.С. Газмана, это оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением.
Условия успешности педагогической поддержки - Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. - Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. -Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. -Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. -Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. -Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. -Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. -Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. -Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. -Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. -Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым -Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым -Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. -Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Нормы педагогической поддержки 1. Любовь к ребёнку и принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, а также сопереживание, милосердие, терпение, умение прощать. 1. Любовь к ребёнку и принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, а также сопереживание, милосердие, терпение, умение прощать. 2. Диалоговые формы общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. 2. Диалоговые формы общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески (без «сюсюканья» и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать. 3. Уважение достоинства и доверия, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 3. Уважение достоинства и доверия, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 4. Готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов. 4. Готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
Нормы педагогической поддержки 5. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в решении собственной проблемы. 5. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в решении собственной проблемы. 6. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. 6. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. 7. Собственный самоанализ и постоянный самоконтроль 7. Собственный самоанализ и постоянный самоконтроль
Позиция воспитанника -Полагаться на собственное «Я сам..» (тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..) -Полагаться на собственное «Я сам..» (тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение..) -Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над решением житейско- обыденных ситуаций, совершенными ошибками, своим поведением и жизненной позицией … -Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над решением житейско- обыденных ситуаций, совершенными ошибками, своим поведением и жизненной позицией …
Позиция воспитанника Учиться выбирать. Не только сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия после уроков. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Учиться выбирать. Не только сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия после уроков. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.
Педагогика поддержки Педагогика поддержки это педагогика общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два равных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть общения состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка по поводу ситуации, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком человеческом общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»). Педагогика поддержки это педагогика общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два равных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. Суть общения состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка по поводу ситуации, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды. При таком человеческом общении и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»).
Этика поддержки Этика поддержки это интерпретация с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. Речь идёт не только о нравственном смысле общепедагогического требования «Не навреди», но и о дополнительных этических нормах и принципах, которые должен принять педагог, если он берётся за поддержку. Этика поддержки это интерпретация с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки. Речь идёт не только о нравственном смысле общепедагогического требования «Не навреди», но и о дополнительных этических нормах и принципах, которые должен принять педагог, если он берётся за поддержку.
Принципы поддержки О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания как наиболее важные: ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога в творческой самореализации ребёнка; самореализация педагога в творческой самореализации ребёнка; всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; дети носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание диалог культур; дети носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание диалог культур; не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; доверяя не проверяй! доверяя не проверяй! признавай право на ошибку и не суди за неё; признавай право на ошибку и не суди за неё; умей признать свою ошибку; умей признать свою ошибку; защищая ребёнка, учи его защищаться. защищая ребёнка, учи его защищаться.
Примеры из опыта работы 1. Трагедия в семьях Араповых и Макайкиных. 1. Трагедия в семьях Араповых и Макайкиных. 2. Поддержка учащихся, попавших в различные жизненные ситуации (Чемаров А., Трефильева Ю. и Адушкина Л.). 2. Поддержка учащихся, попавших в различные жизненные ситуации (Чемаров А., Трефильева Ю. и Адушкина Л.). 3. Педагогическая поддержка учащихся при подготовки к ЕГЭ. 3. Педагогическая поддержка учащихся при подготовки к ЕГЭ.
Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку. Оказывая поддержку, представь себя на месте ребёнка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе - ребёнку.