Л.С. Степанова, руководитель группы разработчиков КИМ для 9 классов по русскому языку Специфика новой формы контрольных измерительных материалов для проведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специфика новой формы контрольных измерительных материалов Специфика новой формы контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой.
Advertisements

Специфика новой формы контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных.
Т. Б. Петрук, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы Об изменениях в государственной итоговой аттестации.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ( В НОВОЙ ФОРМЕ ) ГИА – КЛАСС Р У С С К И Й Я З Ы К Спецификация Кодификаторы элементов содержания экзаменационной.
ЕГЭ по русскому языку 2011 Новое в содержании и оценивании Новое в содержании и оценивании Фархутдинова Фархутдинова Фаина Васильевна Фаина Васильевна.
Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений учебного года (в новой форме) РУССКИЙ ЯЗЫК.
Русский язык. 9 класс Государственная итоговая аттестация по русскому языку выпускников 9-х классов в новой форме.
В ИДЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для подготовки к ГИА 1 Фирстова С. В.
Русский язык. Анализ изменений в проекте КИМ для 9 класса 2009 г. по сравнению с демоверсией 2008 г.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку 2012 год.
Изменения в демоверсии ГИА 2013 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2013 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ 2013 ГОД УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ « НОВО - СНОПКОВСКАЯ ООШ » ГРИШИНА Е.
Продолжительность экзамена по русскому языку 3 часа 55 минут.
Новая форма контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных школ по русскому.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Консультация Тема: «Подготовка к контрольной работе в формате.
Родителям о ГИА по русскому языку МБОУ «СОШ 59 г. Владивосток» 2012 г.
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Итоговая аттестация в формате ГИА по русскому языку: задачи на
Транксрипт:

Л.С. Степанова, руководитель группы разработчиков КИМ для 9 классов по русскому языку Специфика новой формы контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных школ по русскому языку в 2009 году

Основные цели Контроль уровня комплекса базовых знаний по русскому языку, непосредственно связанных с его практическим использованием Контроль уровня комплекса базовых знаний по русскому языку, непосредственно связанных с его практическим использованием Контроль уровня сформированности основных предметных умений и навыков Контроль уровня сформированности основных предметных умений и навыков Контроль уровня сформированности основных общеучебных умений, связанных с дальнейшим обучением Контроль уровня сформированности основных общеучебных умений, связанных с дальнейшим обучением Осуществление содержательной и технологической связи с ЕГЭ Осуществление содержательной и технологической связи с ЕГЭ

Основные предметные цели Контроль уровня освоения основ лингвистики и языка (лингвистической и языковой компетенций) Контроль уровня освоения основ лингвистики и языка (лингвистической и языковой компетенций) Контроль уровня овладения коммуникативными умениями и навыками (коммуникативной компетенцией) Контроль уровня овладения коммуникативными умениями и навыками (коммуникативной компетенцией) Контроль уровня свободного владения русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения

Речевая деятельность Умения воспринимать и обрабатывать информацию прослушанного или прочитанного текста – одни из важнейших в современной жизни Умения воспринимать и обрабатывать информацию прослушанного или прочитанного текста – одни из важнейших в современной жизни Умение создавать собственное связное высказывание на основе воспринятого – необходимое умение для дальнейшей учебной и практической деятельности Умение создавать собственное связное высказывание на основе воспринятого – необходимое умение для дальнейшей учебной и практической деятельности Текст – основная форма хранения и передачи вербальной информации Текст – основная форма хранения и передачи вербальной информации

Структура экзаменационной работы 1 часть – написание сжатого изложения по прослушанному тексту публицистического или научного стиля (научно-популярного подстиля) 1 часть – написание сжатого изложения по прослушанному тексту публицистического или научного стиля (научно-популярного подстиля) 2 часть – выполнение заданий с выбором ответа (А1 – А7) и заданий с кратким ответом (В1 – В14) на основе прочитанного художественного или публицистического текста 2 часть – выполнение заданий с выбором ответа (А1 – А7) и заданий с кратким ответом (В1 – В14) на основе прочитанного художественного или публицистического текста 3 часть – выполнение одного из двух творческих заданий (С2.1 или С2.2) на основе прочитанного художественного или публицистического текста 3 часть – выполнение одного из двух творческих заданий (С2.1 или С2.2) на основе прочитанного художественного или публицистического текста 2 и 3 части выполняются на основе одного и того же текста. 2 и 3 части выполняются на основе одного и того же текста.

Структура экзаменационной работы воспроизводит логику познавательной деятельности ученика (слушание – чтение – письмо) воспроизводит логику познавательной деятельности ученика (слушание – чтение – письмо) учитывает типы заданий ЕГЭ учитывает типы заданий ЕГЭ реализует компетентностный подход к проверке уровня обученности реализует компетентностный подход к проверке уровня обученности

Специфика текстов 1 часть – чётко структурированный текст публицистического или научно-популярного стиля; тип речи – рассуждение; объём – 250 слов 1 часть – чётко структурированный текст публицистического или научно-популярного стиля; тип речи – рассуждение; объём – 250 слов 2 и 3 части – текст художественного или публицистического стиля, в основном сюжетного характера; объём – 300 – 320 слов 2 и 3 части – текст художественного или публицистического стиля, в основном сюжетного характера; объём – 300 – 320 слов Изменения в 2009 году: Изменения в 2009 году: объём текста для чтения увеличен примерно на 15 слов; объём текста для чтения увеличен примерно на 15 слов; текст для чтения снабжён ссылкой – краткими сведениями об авторе; текст для чтения снабжён ссылкой – краткими сведениями об авторе; осуществлена более тесная и прозрачная тематическая связь текстов для аудирования и для чтения осуществлена более тесная и прозрачная тематическая связь текстов для аудирования и для чтения

Пример ссылки к тексту для частей 2 и 3 1. Алексин Анатолий Георгиевич – современный писатель, публицист, лауреат Государственных премий СССР и России. Автор многих произведений о детях и подростках, в том числе повестей «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду» и других.

Часть 1 Сжатое изложение (С1) Содержательная обработка прослушанного текста Содержательная обработка прослушанного текста Умение извлекать главную информацию из текста (предметное и общеучебное умение) Языковая обработка прослушанного текста Языковая обработка прослушанного текста Умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи (предметное умение)

Сжатое изложение проверяет: умение слушать умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию умение письменно передавать обработанную информацию. Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

Критерии оценивания задания С1 ИК1 – критерий, оценивающий адекватность и полноту передачи экзаменуемым основного содержания прослушанного текста ИК1 – критерий, оценивающий адекватность и полноту передачи экзаменуемым основного содержания прослушанного текста ИК2 – критерий, оценивающий сжатие (то есть умение лаконично передавать содержание) прослушанного текста в изложении ИК2 – критерий, оценивающий сжатие (то есть умение лаконично передавать содержание) прослушанного текста в изложении ИК3 – критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения ИК3 – критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения

Изложение. Результаты экзамена 2008 года 82,85% экзаменуемых справились со сжатым изложением 82,85% экзаменуемых справились со сжатым изложением

С1 Изменения в системе оценивания 2009 года С1 Изменения в системе оценивания 2009 года ИК1. Содержание изложения. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. – 2 балла ИК1. Содержание изложения. Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. – 2 балла ИК2. Сжатие исходного текста. Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, ИК2. Сжатие исходного текста. Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста. – 3 балла ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. – 2 балла ИК3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. – 2 балла Итого:7 баллов

Часть 2 Задания группы А Задания группы А (с выбором ответа) Проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно- ценностных категорий Задания группы В Задания группы В (с кратким ответом) Проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников (лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами)

7 заданий группы А проверяют: понимание основной проблемы текста, понимание основной проблемы текста, постижение позиции автора или героя, постижение позиции автора или героя, понимание характеристики героя, понимание характеристики героя, понимание контекстуального значения ключевых слов, понимание контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений антонимии, важных для содержательного анализа текста; понимание отношений антонимии, важных для содержательного анализа текста; восприятие форм наименования героя, восприятие форм наименования героя, опознавание изученных средств выразительности речи. опознавание изученных средств выразительности речи.

Изменения в формате задания А Укажите предложение, в котором содержится метафора. 1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка тоже. 2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка тоже. 3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. 3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. 4) А будь у него свои деньги хоть сто рублей! он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. 4) А будь у него свои деньги хоть сто рублей! он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.2008 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении : «Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет». 1)олицетворение 1)олицетворение 2)эпитет 2)эпитет 3)метафора 3)метафора 4)сравнительный оборот 4)сравнительный оборот

14 заданий группы В проверяют: владение стилистической синонимией, владение стилистической синонимией, уровень орфографического анализа слов в предложениях текста (правописание корней, приставок и суффиксов), уровень орфографического анализа слов в предложениях текста (правописание корней, приставок и суффиксов), уровень пунктуационного анализа простого осложнённого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений; уровень пунктуационного анализа простого осложнённого, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений; владение синтаксической синонимией на уровне словосочетания, владение синтаксической синонимией на уровне словосочетания, умение находить грамматическую основу предложения, умение находить грамматическую основу предложения, умение анализировать предложения текста с точки зрения их синтаксической структуры. умение анализировать предложения текста с точки зрения их синтаксической структуры.

Изменения в заданиях В1 – В14 1. Уточнены и приведены в полное соответствие во всех вариантах формулировки заданий. Например: 2008 В1 Замените слово ВЫРУБИЛОСЬ из предложения 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. В1 Замените слово ВЫРУБИЛОСЬ из предложения 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.2009 В1 Замените разговорное слово ВЫРУБИЛОСЬ в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. В1 Замените разговорное слово ВЫРУБИЛОСЬ в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Изменения в заданиях В1 – В14 (продолжение) 2. Расширен диапазон языковых явлений, проверяемых в заданиях В2, В3, В4: В2 – чередующиеся безударные гласные в корне; - безударные гласные в корне, проверяемые ударением; - безударные гласные в корне, не проверяемые ударением; - безударные гласные в корне, правописание которых определяется правилом о полногласии/неполногласии; В3 – приставки на –з/-с; - приставка «С-»; - приставка «ПРИ-» (с разными значениями); - приставки в наречиях (дефисное/слитное написание); В4 – суффиксы действительных причастий настоящего времени; - суффиксы страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; - суффиксы краткой формы страдательных причастий прошедшего времени; - суффиксы отымённых прилагательных (правописание Н/НН); - суффиксы глаголов; - суффиксы наречий; - О/Ё после шипящих в суффиксах.

Часть 3 С2.1 или С2.2 С2.1 – сочинение- рассуждение на лингвистическую тему С2.1 – сочинение- рассуждение на лингвистическую тему С2.2 – сочинение- рассуждение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией одного из ключевых фрагментов текста С2.2 – сочинение- рассуждение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией одного из ключевых фрагментов текста

Изменения в содержании задания С2.1 В 2009 году спектр языковых явлений, положенных в основу сочинения на лингвистическую тему, расширен и включает разные темы, касающиеся пунктуации. При этом каждый комплект, состоящий из четырёх вариантов, сформирован таким образом, чтобы задания С2.1 в них не повторялись и был соблюдён принцип равноценности всех экзаменационных комплектов. В 2009 году спектр языковых явлений, положенных в основу сочинения на лингвистическую тему, расширен и включает разные темы, касающиеся пунктуации. При этом каждый комплект, состоящий из четырёх вариантов, сформирован таким образом, чтобы задания С2.1 в них не повторялись и был соблюдён принцип равноценности всех экзаменационных комплектов.

Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения Написание экзаменуемым сочинения-рассуждения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Написание экзаменуемым сочинения-рассуждения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и, как следствие этого, строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему (С2.1) С1К1 – это критерий, оценивающий наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. С1К1 – это критерий, оценивающий наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. С1К2 – это критерий, оценивающий наличие примеров-аргументов в работе. С1К2 – это критерий, оценивающий наличие примеров-аргументов в работе. С1К3 – это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения мыслей. С1К3 – это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения мыслей. С1К4 – это критерий, оценивающий композиционную стройность сочинения. С1К4 – это критерий, оценивающий композиционную стройность сочинения.

Критерии оценивания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2) С2.К1 – это критерий, оценивающий понимание смысла фрагмента текста. С2.К1 – это критерий, оценивающий понимание смысла фрагмента текста. С2К2 – это критерий, оценивающий наличие примеров-аргументов в работе. С2К2 – это критерий, оценивающий наличие примеров-аргументов в работе. С2К3 – это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения мыслей. С2К3 – это критерий, оценивающий смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения мыслей. С2К4 – это критерий, оценивающий композиционную стройность сочинения. С2К4 – это критерий, оценивающий композиционную стройность сочинения.

С2.1 и С2.2 Изменения в системе оценивания 2009 года Формулировки каждого из соответствующих критериев оценивания (С1К1 – С2К1; С1К2 – С2К2; С1К3 – С2К3; С1К4 – С2К4) уточнены и терминологически соответствуют друг другу. Формулировки каждого из соответствующих критериев оценивания (С1К1 – С2К1; С1К2 – С2К2; С1К3 – С2К3; С1К4 – С2К4) уточнены и терминологически соответствуют друг другу. Все критерии проверки этих заданий строго соотнесены между собой и уравнены по количеству баллов (С1К1 – С2К1 – максимально 2 балла; С1К2 – С2К2 – максимально 2 балла; С1К3 – С2К3 – максимально 2 балла; С1К4 – С2К4 – максимально 1 балл). Все критерии проверки этих заданий строго соотнесены между собой и уравнены по количеству баллов (С1К1 – С2К1 – максимально 2 балла; С1К2 – С2К2 – максимально 2 балла; С1К3 – С2К3 – максимально 2 балла; С1К4 – С2К4 – максимально 1 балл). Максимальное общее количество баллов, которое можно получить за написание сочинения, осталось прежним – 7 баллов. Максимальное общее количество баллов, которое можно получить за написание сочинения, осталось прежним – 7 баллов.

Оценка грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок, а также с учётом суммарного количества слов в двух работах). Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок, а также с учётом суммарного количества слов в двух работах).

Изменения в оценке фактической точности письменной речи ФК1 Учитываются фактические ошибки: в понимании и употреблении терминов, в понимании и употреблении терминов, в изложении фактологической канвы прослушанного или прочитанного текста; в изложении фактологической канвы прослушанного или прочитанного текста; в употреблении именований литературных персонажей; в употреблении именований литературных персонажей; в фоновых знаниях. в фоновых знаниях. В 2009 году в критерии ФК1 не учитываются ошибки в понимании и интерпретации содержания исходных текстов (оцениваются в С1К1 и С2К1).

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по 5-балльной шкале 2009 Отметка по 5- балльной шкале«2»«3»«4»«5» Первичныйбалл – – 40, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 – ГК4 41 – 45, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 – ГК4

Задача состоит не только в том, чтобы ввести в память учащихся литературный язык, но главным образом в том, чтобы научить пользоваться этим языком наилучшим образом. Н.И. Жинкин