ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ Разработана учителем русского языка и литературы МОУ -СОШ 1 г. Маркса Саратовской области Тычковой О.И.
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ В 9 КЛАССЕ Цель: обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету на основе формирования различного вида компетенций. Подготовка к сжатому изложению изложению Задания типа А А 1 – А 6 Задания типа В В 1 – В 14 Сочинение на лингвистическую тему, и на тему, связанную с интерпретацией текста
КОМПОНЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ И ВИДЫ (ФОРМЫ) РАБОТ НА УРОКЕ Подготовка к сжатому изложению изложению Поиск ключевых слов Поиск Составление тезисного плана (из микротем) Составление тезисного плана (из микротем) Устный пересказ (по памяти) Устный пересказ (по памяти) Письменный пересказ Восстановление текста по данным словам, фрагментам Сопоставление двух текстов: где сжатыйтекст? где подробный? Поиск ошибок сжатия и редактировани е текста Проблема понимания авторского текста и создание на его основе собственного текста
АЛГОРИТМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ над сжатым изложением Шаг 1. Слушаем текст первый раз. (5 мин) Постарайтесь представить то, о чем пишет автор Поменьше пиши – больше слушай! Шаг 2. Обдумываем текст. (5 мин) Запиши ключевые слова по памяти. Восстанови микротемы в виде плана. Шаг 3. Слушаем текст второй раз. (5 мин) Дополни словарь ключевых слов. Запиши средства связи между предложениями. Шаг 4. Пишем черновик. (30 мин) Соблюдай деление текста на части (в 1 абзаце может быть 2 микротемы) Шаг 5. Читаем и проверяем текст. (5 мин) Изложение не должно быть сочинением. Воспользуйся словарем! Шаг 6. Пишем чистовик. (30 мин)
Решение заданий типа А Проблема понимания текста Текстоведческий анализ Определение темы. Поиск основной мысли. Подбор заголовка. Тип речи. Стиль текста. Круг проблем. Средства связи предложений в тексте.
Выполнение заданий типа B Разноаспектный анализ текста (Р. М. Гриценко) Разноаспектный анализ текста (Р. М. Гриценко) Тестовые задания Лингвистическийтренажёр (Г. А. Богданов а ) Лингвистическийтренажёр
Подготовка к выполнению части C (C 1 и C 2 ) C1C1C1C1 C1C1C1C1 Сообщение на лингвистическую тему Логическая схема текста- рассуждения Шаблон сочинения « Зачем нужна пунктуация ?» « Зачем нужна пунктуация ?» Шаблон сочинения « Зачем нужна пунктуация ?» « Зачем нужна пунктуация ?» Образцы сочинений C2C2C2C2 C2C2C2C2 Сочинение на тему, связанную с самостоятельной интерпретацией текста Словарная работа Подбор высказываний, афоризмов, иллюстрирующих идею текста Поиск аргументов в тексте к данному высказыванию Круг проблем в тексте и жизненный опыт учащихся 1 – 2 – 3 – 4 –
Описание технологии 1.Выбор текста учителем ( с учётом проблематики и возможностей для лингвистического и текстоведческого анализа). Объём слов - от 100 до 250 слов. 2. Выразительное чтение текста учителем ( с обязательным интонационным выделением ключевых слов и микротем). 3.Составление словарика ключевых слов учеником 4.Цитатный план из микротем. 5.Создание сжатого пересказа на основе авторского текста. 6.Текстоведческий анализ ( 1-5 заданий) и анализ языковых единиц ( 1-5 заданий) 7.Сочинение- рассуждение ( ответ на проблемный вопрос, объём работы- 0,5 страницы) ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на каждом уроке целесообразно включать разные шаги раза в месяц проводить урок, состоящий из всех этапов
Образец работы с текстом 1.Текст взят из сборника «Разноаспектный анализ текста» Р.М. Гриценко ( 65) Выбор текста обусловлен актуальностью проблематики и небольшим объемом (110 слов): -проблема воспитанности - проблема отношения к другим людям. (1) Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны. мягки, вежливы. (2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.(3) Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (4)Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. (5)Не лгут они даже в пустяках.(6) Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшой братии.(7) Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают. (8) Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие.(9) Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. (10) Они не суетны. (11) Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями. (А.П.Чехов)
Словарик на тему Нравственность Воспитанные люди, человеческая личность, снисходительны, вежливы, сострадательны болеют душой, чистосердечные, пускают пыль в глаза, не болтливы, не лезут, не унижают себя, сочувствие, не играют на струнах чужих душ, не суетны. *Какие средства художественной выразительности можно найти?(боятся лжи, как огня; не пускают пыли в глаза; не занимают такие фальшивые бриллианты,как знакомство со знаменитостями; играть на струнах чужих душ.
Цитатный план из микротем Воспитанные люди уважают человеческую личность. Они сострадательны… Они болеют душой… Они боятся лжи… Они не рисуются… Они не болтливы… Они не унижают себя… Они не играют на струнах чужих душ… Они не суетны… *Какой тип связи предложений в тексте?(параллельный) *Какое средство связи предложений в тексте использует автор?
Текстоведческий анализ Сформулируйте тему текста в одном предложении - Что значит быть воспитанным? - Каким должен быть воспитанный человек? - Воспитанные люди уважают человеческую личность. *Как вы думаете, кто автор этого текста?
Анализ языковых единиц Выпишите из предложений 4-8 три слова с разными способами словообразования Чистосердечны(кр. прил.) ? Пустяк (существ.)? Спрашивать(глагол)? *К каким частям речи относятся эти слова?
Сочинение – рассуждение, связанное с интерпретацией текста. Воспитанные люди… Их так мало встречается вокруг нас. Автор пишет, что они уважают человеческую личность. А что значит уважать другого человека? Я думаю, что…