Суть субъектного подхода «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забыто» Макс фон Лауэ Макс фон Лауэ Главное – деятельность учения, а не обучения
«V» - информация мне известна «+» - узнал что-то новое; надо запомнить «--» - противоречит тому, что знаю; «?» - надо разобраться, узнать подробнее
Заранее готовлю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся найти в нём ошибки. Задание должно содержать в себе ошибки 2-х уровней: 1) явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; 2) скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Этот приём может быть использо -ван на любой стадии урока. Тонкие?Толстые? Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...?
Предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать своё мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передаёт свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает имеющиеся на нём размышления. Листочки перемещаются до тех пор, пока к каждому не вернётся листок, в котором были написаны его первые предложения.
Схема, по которой работаем : выявляем тему, цель, инструктаж (дети знают отлично), индивидуальная работа (степень трудности задания для себя определяют сами ребята); индивидуальная проверка по кругу; работа в команде; вопросы групп друг другу; проверка по шаблону с объяснением учителя; время на анализ после проверки; вопросы учителю после проверки по шаблону и анализа ошибок в группе; рефлексия.
ПРИМЕР ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ Задание. Расставьте знаки препинания. Графически объясните постановку или отсутствие знаков препинания. Фамилия, имя Класс Название группы Вводная оценка Тема занятияМои ответы Проверка 1Проверка 2Проверка 3Проверка 4Оценка при проверке по шаблону 1. Укажите назывное предложение. А) Мне холодно. Б) Вот заводская улица. В) Вода немного коричневатая. Г) Пахнет в саду сиренью. 2. Сколько назывных предложений можно выделить из отрывка? Вечерний час. В долину тень сползла. Как тихо… Каждый звук и шорох слышу. В саду тишина. Осенний скучный день. 3. Укажите неопределённо-личное предложение. А) Из берёзовой коры плетут корзины. Б) В саду прохладно и сыро. В) Смотрю в открытое окно. Г) Каждый мечтает о хорошем. 4. Укажите определённо-личное предложение. А) Нет дыма без огня. Б) Егорушке дали ложку. В) В книге ищи не буквы, а мысли. 5. Укажите форму глагола, которая не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении. А) читаем Б) смотрели ) рисуют Г) съездят 6. Укажите безличное предложение. А) Бездонную бочку водой не наполнишь. Б) Скоро светать будет. В) Приготовьтесь к диктанту. 7. Укажите неполное предложение. А) В углу старый кожаный диван. Б) На дорожках видны следы зверей. В) Раздаётся скрип шагов. Г) Пахнет свежим хлебом. 8. Найдите ошибку в характеристике предложения. Преодолели еще один горный перевал. А) простое Б) односоставное В) нераспространённое Г) неопределённо-личное 9. К какому типу односоставных относится данное предложение? А приглядитесь к снегу! А) назывное Б) определённо-личное В) неопределённо-личное Г) безличное Оценка
РЕФЛЕКСИЯ Сегодня на уроке я занимал Сегодня на уроке я занимал позицию человека, который… Сегодня мне понравилось Сегодня мне понравилось Сегодня мне не понравилось Сегодня мне не понравилось Сегодня на уроке я понял Сегодня на уроке я понял Мне осталось выяснить Мне осталось выяснить