Ионийская философия 1) Милетская «школа»: Фалéс (640/ ) из г. Милет Впервые доказал геометрическую теорему, дав начало геометрии как науке. Вероятно, с использованием полученного доказательства впервые точно измерил высоту пирамиды Хеопса Теорема Фалеса
Отойдя от государственных дел в родном городе, Фалес обратился к изучению природы Значение понятия «природа» в древнегреческой философии – всё, что есть (рождается, возникает, существует) Фалес впервые поставил вопрос: «Чтó есть всё?» и ответил на него: «Всё из воды, и в воду всё разлагается» Значение Фалеса: (1)первое осмысление мира как единого целого, выраженное не на языке мифа, а на языке понятий (2)установление основания этого единства (чтó делает мир единым?)
Человек в состоянии дать ответ на вопрос о происхождении и свойствах природы, опираясь на наблюдение и собственный разум Ни вопрос Фалеса, ни ответ на него не могут быть только результатом обобщения опыта: они превосходят опыт, поскольку имеют всеобщий характер, а опыт всегда ограничен Со времён Фалеса в понимании мира философией и наукой принципиально ничего не изменилось: постановка вопроса осталась прежней, варьируются только ответы, претендующие на более точное объяснение
Анаксимандр (ок ) из г. Милет Источник всего существующего – не вода и не какая-либо отдельная стихия, а некое отличное от них и предшествующее им, не имеющее границ «беспредельное» начало, «áпейрон» ( πειρον ) Первоначало, которое составляет единую основу всего существующего, должно обладать предельно общими свойствами, чтобы из него могло возникнуть всё В беспредельном обосабливаются тёплое и холодное начала, и в результате их взаимодействия в его недрах возникает как бы «зародыш» будущего мира, в котором влажное и холодное ядро окружено огненной оболочкой
Из-за жара влажное ядро высыхает и начинает испаряться, а под воздействием паров огненная оболочка лопается и распадается на ряд колец («ободьев») Образуются Земля (цилиндрической формы), неподвижно висящая в центре Вселенной, звёзды, Луна и Солнце – отверстия в тёмных воздушных трубках, окружающих вращающиеся огненные кольца
Жизнь родилась в воде, из-за её постепенного высыхания некоторые животные вышли на сушу. Люди также произошли от рыбообразных существ Мир не вечен, но по разрушении из беспредельного начала возникает новый мир, и этой смене миров нет конца Начертил на медной табличке карту Европы и Азии, сконструировал небесный глобус
Анаксимен ( /525) из г. Милет Все вещи происходят из беспредельного начала – воздуха – либо путём разрежения, связанного с нагреванием, либо же путём сгущения, приводящего к охлаждению «Как душа наша, будучи воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» Воздушные испарения, подымаясь вверх и разрежаясь, превращаются в огненные небесные светила, а вода и твёрдые вещества (земля, камни) – сгустившийся и застывший воздух Этот механизм действует постоянно, так как воздух находится в непрерывном движении и изменении
Земля имеет «столбообразную» форму и находится в центре мира, «оседлав» воздух Ветры рождаются, когда чрезмерно сжатый воздух в результате разрежения приходит в стремительное движение. Когда он скучится и загустеет ещё больше, то рождаются облака, которые затем превращаются в воду (из них «выжимается» дождь) Град бывает, когда выпадающая из облаков вода замёрзнет, снег – когда замёрзнут сами облака. Радуга рождается оттого, что солнечные лучи попадают на загустевший воздух, землетрясения – от изменений земли, вызываемых избыточным нагревом и охлаждением Первая метеорология – учение об атмосфере
Ионийская философия (продолжение): прямая критика традиции и самоутверждение философии Философия неизбежно должна была прямо определить своё отношение к традиции – заявить о себе как о знании более обширном и достоверном, чем традиция Поэтому она подвергла прямой критике все сферы традиции: религию, миф, поэзию, житейскую мудрость
2) Гераклит (540/ /475) из г. Эфес Гераклит призывал не полагаться на авторитет традиции – не уподобляться детям, некритично усваивающим полученное от родителей, а обратиться к познанию самих себя Однако всякое познание, согласно Гераклиту, имеет под собой единую разумную основу, общее для всех и для всего начало, упорядочивающее космос. Это начало – Логос ( Λγος – «слово», «разум» от греч. лéго: «собираю», «говорю») Понятие космос (от греч. космéйн – «украшать», «упорядочивать») для обозначение Вселенной введено Гераклитом
ЛО Л О Г О С К О С М О С
Принципы существования космоса согласно Логосу: (1) борьба противоположностей «Отец и царь всего – вражда (война): она сделала одних богами, других – людьми, одних – рабами, других – свободными» То, что каждая вещь существует как нечто отдельное, есть результат «вражды». Именно в результате «вражды» всё существующее не одинаково, а отличается одно от другого (вражда рознь разница) и их единство (гармония) «Бессмертные смертны, смертные бессмертны. Жизнь одних есть смерть других, смерть одних есть жизнь других»
«Одно и то же: жизнь и смерть, бодрствование и сон, юность и старость. Ибо одно, изменившись, есть другое, и наоборот» (2) непрерывное изменение «В одну реку нельзя войти дважды» «Всё течёт» «Расходящееся согласуется с собой: оно есть противостремительная гармония. Подобно тому, что наблюдается у лука и лиры»
Природа космоса «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий» Огонь – стихия вечного движения и изменения При «угасании» космический огонь переходит сначала в море (воду), затем – наполовину в землю и наполовину в воздух, как бы «переплавляющий» частицы огня, которые собираются в «чаши», в светящиеся массы, воспринимаемые нами как Солнце, Луна и другие светила
Предельная непостижимость мироздания для человека: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошёл, столь глубока её мера (логос)» «Вечность – ребёнок, расставляющий шашки. Царство над миром принадлежит ребёнку» Ионийская философия: первоначало всего существующего находится в непрерывном изменении: оно достигает определённых конечных состояний в форме отдельных вещей, преодолевает ограничения этих вещей, приводя к их разрушению, и продолжает своё дальнейшее движение
Прямая критика традиции (продолжение) Италийская философия Если ионийская философия (милетская школа и Гераклит) говорит о едином первоначале, находящемся в непрерывном изменении, то италийская философия занимается поиском устойчивого и неизменного первоначала/первоначал, являющихся основанием/основаниями всего существующего
1) Пифагорейская школа Пифагор (ок ) с о. Сáмос В южноиталийском г. Кротон открыл свою школу – первую в истории философскую школу в собственном смысле слова: с непрерывной преемственностью в передаче знаний между учителями и учениками Школа Пифагора напоминала религиозно-этическое братство с определённым укладом жизни, аскетическими предписаниями (воздержание от животной пищи и бобов) и обязательными научными занятиями
В основе религиозно-этического учения Пифагора – идеи метемпсихоза (реинкарнации, переселения душ) и очищения души Сам Пифагор, по-видимому, не оставил после себя сочинений, а в силу эзотерического характера братства и обычая приписывать научные открытия основателю школы, трудно оценить значение Пифагора в науке и философии Случай с пифагорейцем Гиппасом: из-за разглашения открытия иррациональных («несоизмеримых») отношений диагонали и стороны квадрата был отлучён от пифагорейской школы
1. Всё образовано сочетанием двух начал – предела и беспредельного, но быть только пределом или беспредельным ничто не может. Всякая вещь образуется очерчиванием некоторой границы в беспредельном (пример – окружность) Филолай (конец V в. до Р. Х.): «Мировой строй и всё, что в нём, образуется из соединения предела и беспредельного»
2. Исходное соединение предела и беспредельного – число. Число есть принцип гармонии (греч. хармóтто – «прилаживаю», «скрепляю»), в которой объединяются две эти противоположности. Нечётным числам соответствует предел, чётным – беспредельное. Единица состоит из обоих этих начал, числа состоят из единиц, а Вселенная – из чисел Пифагор: «Всё есть число» Достижения пифагорейцев в области теории чисел: открытие классов целых чисел (простые, совершенные, дружественные), изучение их делимости и других свойств
Предел и беспредельное порождают подчинённые им принципы, вместе образуя десять пар основополагающих начал мироздания: предел и беспредельное нечётное и чётное одно и многое правое и левое мужскoe и женское покоящееся и движущееся прямое и кривое свет и тьма добро и зло квадрат и прямоугольник
3. Числовая гармония создаёт: 1) космос с симметрично расположенными и настроенными в определённом музыкальном тоне небесными сферами 2) души и все вещи, содержащие в себе количественно- гармоническую структуру. Душа – «гармония» Наиболее совершенен звёздный мир, сфера неподвижных звёзд, менее совершенны планетные сферы, так как движение планет изменчиво, самая несовершенная – подлунная сфера, где всё находится в непрерывном изменении и становлении
Движение сфер, на которых располагаются планеты и звёзды (живые божественные существа), создаёт музыкальную гармонию, которую можно воспринять особым слухом («гармония сфер»). Музыка – звучащее число Музыкальные интервалы образованы математическими отношениями: если длины струн относятся друг у другу как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать октаве, квинте и кварте. Полутон (наименьший интервал, воспринимаемый человеком) образован отношением 256:243 Впервые мысль о шарообразности Земли была высказана Пифагором, пифагорейцы (Филолай) первыми в Греции стали распознавать пять планет и их движения
Пифагорейская медицина: источник здоровья – равновесие (гармония) противоположных начал в организме, зависящее от питания, воды, климата. Задача врача – восстановление равновесия Центр душевной деятельности – мозг, восприятия передаются от органов чувств к мозгу через некие «каналы», вероятно чувствительные нервы (Алкмеон из г. Кротон, первая половина V в. до Р. Х.)
2) Элейская «школа» Ксенофан (580/570 – 490/466) из г. Колофон Свои воззрения излагал в поэтической форме Критиковал Гомера и Гесиода за то, что боги в их изображении слишком похожи на людей, причём в худшем виде. Такие боги не соответствуют понятию Бога: «Всё на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только У людей позором считается или пороком: Красть, прелюбодействовать и друг друга обманывать тайно»
Такие образы богов – создания человеческого воображения, рисующего Бога похожим на человека: «Если бы руки имели быки и львы или кони, Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди, Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих Образы рисовали богов и тела их ваяли, Точно такими, каков у каждого собственный облик» «Эфиопы [создали бы богов] черными и с приплюснутыми носами, Фракийцы – рыжими и голубоглазыми»
Ксенофан вводит новое понятие о Боге, ставшее основополагающим для всей последующей философии: «Есть один только бог, меж богов и людей величайший, Не похожий на смертных ни обликом, ни сознаньем» Бог Ксенофана – единственный, он весь – зрение и мышление, он неподвижен, но без усилия управляет всем своей мыслью. Он есть Вселенная как единое целое Ксенофан не останавливается на критике традиции, а вообще отрицает за человеком (и за собой в том числе) возможность ясного постижения Бога и природы
Парменид (540/ ) из г. Элея В своей поэме «О природе» Парменид говорит о двух путях познания: пути истины и пути мнения Познание на пути истины должно опираться на предельное и наиболее устойчивое основание всего существующего – бытие. Какое бы первоначало мира мы не открывали, оно есть, то есть имеет бытие Бытие – существование мира, небытие – несуществование мира. Поэтому «бытие есть, а небытия – нет». Иначе оказалось бы, что несуществование существует, а это – невозможно
Свойства бытия вытекают из самого понятия бытия: 1) не возникает так как небытия нет 2) не подвержено гибели небытие небытие бытие бытие бытие 3) целостно: не может быть прерывистым, поскольку в перерывах должно существовать нечто иное (небытие), а небытия не существует
4) единственно: бытие едино, поскольку мир либо есть, либо его нет, а он есть и его не может не быть (поэтому не может быть двух «бытий») 5) неподвижно: нельзя сказать, что бытие было или будет, потому что оно никуда не исчезло и не исчезнет – оно всегда и неизменно есть (могут исчезать отдельные вещи, но не само бытие) 6) совершенно: бытие сейчас, как всегда, есть полностью и без изъяна (всё существующее не может быть наполовину, на четверть и т.д.)
Но если бытие совершенно, оно не может не содержать в себе мышления. Мышление присуще самомý бытию. «Мыслить и быть – это одно и то же» Однако у Парменида и бытие, и мышление принадлежат не отдельным вещам и людям, а миру как целому. В мышлении человека себя мыслит само бытие (как у Гераклита: необходимо мыслить в соответствии с Логосом, т.е. познавать мир с точки зрения не человека, а Разума, присущего самому миру) Поэтому истина – это когда бытие и мысль о бытии полностью соответствуют друг другу, когда человек мыслит бытие как оно есть на самом деле
Но мир как целое все вещи в нём (вещи могут исчезать, а мир остаётся) + обычное человеческое мышление ограниченно и опирается на чувственное восприятие С точки зрения такого мышления единства не существует: мир кажется состоящим из множества отдельных вещей, а каждая вещь кажется человеку одновременно существующей и не существующей Поэтому Парменид отграничивает от области истины область «правдоподобного» знания, где господствует уже не достоверность, а мнение
Зенон (ок. 490 – ок. 430) из г. Элея Зенон обосновывал учение Парменида «от обратного» с помощью парадоксов – «апори́й» (греч. πορα – «безвыходное положение»): если Парменид утверждал, что бытие едино, неподвижно и неизменно, то Зенон доказывал невозможность множественности, изменения и движения 1) «Стадий» (греческая мера длины ок. 160 метров): чтобы пробежать стадий, бегуну сначала необходимо пробежать половину стадия, затем – половину оставшейся половины, после – её половину и т.д. В итоге бегун никогда не добежит до конца стадия
2) «Ахиллес и черепаха»: состязаясь в беге с черепахой, быстроногий Ахиллес даёт ей преимущество в 100 метров. Пока он пробегает эти 100 метров, черепаха успевает проползти 10 метров. Пока он пробегает оставшиеся 10 метров, черепаха проползает ещё 1 метр и т.д. В итоге быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху
3) «Стрела»: стрела, выпущенная из лука, в каждый данный момент покоится. Следовательно, она не движется вообще
Георг Кантор ( ): создатель математической теории множеств существуют конечные и бесконечные множества – классы предметов, включающие в себя различное число элементов потенциальная бесконечность: когда к ряду элементов может быть добавлен ещё один (дискретность) актуальная бесконечность: когда ряд, состоящий из бесконечного числа элементов, мыслится как единое целое (например, множество всех натуральных чисел)
Каждый отрезок времени и пространства, каждый предмет может быть представлен как в виде дискретного и бесконечно делимого множества, так и в виде континуума (непрерывного целого) Целое сумма элементов, оно не сводится и к ним и всегда больше их Поэтому возможно существование отдельных предметов – иначе они бы бесконечно распадались на всё более мелкие части и ничто не могло бы быть самим собой. Поэтому возможно движение – это не только переход от точки к точке и от момента к моменту, но и одновременно преодоление целостных отрезков пространства и времени
Италийские философы привели веские доводы в пользу того, что первооснова мира не может непрерывно трансформироваться и одновременно оставаться самой собой Поэтому основу всего существующего уже нельзя было – вслед за ионийцами – усматривать в чем-то вечно изменчивом Последующие философы стремятся совместить неизменность принципов всего существующего со множественностью и изменчивостью конкретных вещей
Ионийская философия Италийская философия Милетская «школа» Пифагор и его школа Фалес Элейская «школа» Анаксимандр Анаксимен Ксенофан Парменид Гераклит Зенон Эмпедокл Демокрит Анаксагор
Эмпедокл (ок ) из г. Акрагант Вечные и неизменные первоначала существующего – четыре «корня вещей»: огонь, воздух, вода, земля. Их приводят в движение две сменяющие друг друга силы – Любовь и Вражда
Под действием Любви элементы пребывают в гармоничном состоянии, образуя космический Шар (Сфáйрос), охватывающий всё существующее и находящийся в совершенном покое. Эта гармония нарушается действием Вражды, разделяющей элементы и приводящей Сфайрос в движение Вещи и живые существа могут возникать лишь в период перехода от Любви к Вражде и обратно (когда элементы могут соединяться друг с другом) Элементы не сливаются друг с другом, всё создаётся из них как из «кирпичиков» в различных пропорциях
Анаксагор (ок ) из г. Клазомены Состояние материи до возникновения космоса: неподвижная смесь бесконечного числа частиц бесчисленного множества всевозможных веществ w 1 × w 2 × w 3 ×... × w n-1 × w n = w w Это не просто очень малые, а бесконечно малые частицы всех веществ (молока, крови, золота и т.д.) Но в смеси есть малые (не бесконечно) участки, где частицы одного вида преобладают над всеми остальными. Эти участки («семена» вещей) различны по форме и обладают свойствами, присущими преобладающему веществу: «Чего больше всего в каждой вещи, тем она и кажется»
Поскольку в каждом «семени» содержится не только преобладающее вещество но и все остальные вещества (бесконечные по числу), то всё в природе способно переходить и превращаться одно в другое: «Во всём заключается всё» Над вещами Анаксагор помещает Ум ( νος, Нус). Ум – «тончайшая и чистейшая из всех вещей, обладает совершенным знанием обо всём и имеет величайшую силу». Ум – принцип порядка и красоты как в природе, так и в людях «Вначале все тела стояли неподвижно, а божественный Ум привёл их в порядок». Под его воздействием началось вращение неподвижной смеси веществ и формирование космоса со всеми вещами в нём
Демокрит (460/457 – ок. 370) из г. Абдеры (учитель – Левкипп) «Существуют только атомы и пустота»: атомы ( - τομον ) – неделимые плотные частицы, вечные и самодвижущиеся + пустота (пространство, где они движутся). Атомы неделимы потому, что являются наименьшим возможным началом вещей Атомы состоят из одного вещества, а различные качества образуются благодаря внутренней структуре атомов (1), взаимному расположению (2) и ориентации (3): (1) A N (2) A-N N-A (3) N Z N
Вещи, состоящие из атомов, изменяются, а сами атомы неизменны. Атомы не воспринимаются чувствами (недосягаемы для восприятия), но доступны лишь познанию ума Восприятие вещей становится возможным потому, что атомы «излучают» свои «образы», которые мы и воспринимаем как те или иные качества. Образы вещей – это видимость, а реальность – атомы (например, сладкий вкус = круглые атомы)
Пространство беспредельно, а время – бесконечно, поэтому всё возможное (в том числе возникновение миров с какими угодно свойствами) когда-либо становится действительным (принцип изономи́и) Мир возникает случайно, когда атомы, движущиеся по своей природе (в любых направлениях и с любыми скоростями), случайно сталкиваются и образуют «вихрь», под действие которого попадает всё больше атомов и внутри которого происходит их взаимодействие. В результате дифференциации атомов образуется мироздание со всем, что в нём существует
Демокрит первым обратил внимание не только на вопросы изучения природы, но и общества. Ему принадлежат одни из первых сочинений на этические темы
Софисты (вторая половина V в.): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий Софисты (от греч. σοφς, софóс – «мудрый», «знаток (своего дела)») – последователи первых философов, занимавшихся изучением природы. Софисты применяли понятия, теории и методы этих философов к исследованию человека и общества Название «софисты» закрепилось за первыми профессиональными преподавателями всех существовавших в то время в Древней Греции дисциплин – от математики и астрономии до языкознания и музыки
Особенно востребованными были предметы, приносившие успех и признание в общественной жизни – судебная и политическая риторика (искусство слова и убеждения), теория государства и права Софистами становились люди, добившиеся общественного успеха и признания в своих родных городах и обладавшие значительными познаниями во многих областях. Они не только обучали наукам (в первую очередь философии и риторике), но и сами занимались научными исследованиями (от математики до этнографии), а также законотворческой деятельностью
Софисты – первые просветители: распространяли среди широких (обеспеченных) слоёв городского населения знания, накопленные предшествующими поколениями философов и учёных. Возможность приобщения к наукам появилась у горожан благодаря расцвету экономики и культуры Древней Греции Софисты привлекали к себе учеников, выступая с публичными речами на площадях городов; получая хорошую плату за преподавание, они вели роскошный образ жизни Софистика – неоднородное направление, но наиболее общая черта софистов – релятивизм (от лат. relatio – «отношение»), учение об относительности всех человеческих представлений об истине, добре, справедливости, красоте
Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, а несуществующих – в том, что они не существуют» Некоторые софисты склонялись к крайнему агностицизму (но это убеждение противоречит самому себе): Горгий: «Ничего не существует. Если что-то существует, оно непознаваемо. Если оно познаваемо, то невыразимо в словах»
Общество – продолжение природы, поэтому в обществе должны властвовать сильнейшие Закон используется слабым большинством как средство для контроля над сильными, тогда как его задача – укрепление власти сильных Цель человеческой жизни – подчинение других людей и их использование для своих интересов
Соответственно, и в публичной дискуссии, особенно политической, основная задача её участников – не поиск истины, а победа над оппонентом любой ценой. Для этого софистами применялись следующие средства: Антилогика – искусство составления двух противоположных по смыслу, но одинаково убедительных речей Софизмы – ложные умозаключения, построенные на многозначности понятий («Собака», «Отец»). Пример использования софизмов в дискуссии: беседа Сократа с софистами Евтидемом и Дионисодором – персонажами платоновского диалога «Евтидем»