Ионийская философия 1) Милетская «школа»: Фалéс (640/624-546) из г. Милет Впервые доказал геометрическую теорему, дав начало геометрии как науке. Вероятно,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Advertisements

Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Картины мира мыслителей древности. Фалес (7 – 6 века до н. э.) Всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого.
Ранняя греческая натурфилософия Кафедра философии.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
Выполнила: Морозова Дарья, Г-3. Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции ( с 6 века до н.э. по шестое столетие н.э.),
Презентация к уроку биологии в 11 классе Учитель биологии Ранкайтис Н. Г. МБОУ СОШ 2 г. Макарова Сахалинской области.
Досакратовский этап античной философии (VI - V вв. до н. э.) 1.Истоки античной философии. 2.Милетская школа. 3.Гераклит - стихийный диалектик 4.Пифагор.
Выполнили студентки гр.3 а 01 Белякова А., Каменская К., Стародубова Е.
Материалисты Новикова, Шуленина, Трубочева. Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически.
Бесконечна ли наша Вселенная? Подготовила ученица 11-А СЗШ 80 Герасименко Карина.
Пифагорейская школа. Биография Пифагора Пифагор( с греч. «убеждающий речью») - древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Основы философии Тема 2 Ранняя греческая натурфилософия МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Пифагор Работа учителя ГОУСОШ 1315 Мирсалимовой Е.Н.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. Бытие Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.
Возникновение ФИЛОСОФИИ. С возникновением философии связывают одну из самых значительных духовных революций, пережитых человеком Особенности Философия.
ГРУППА 3А03 КИЯМЕТДИНОВА Н. СТЕПАНОВА М. ДЫРИНА Ж. ТОНЕЕВА Н. МУМИНОВА К. Материализм греческих философов.
Античная философия VII-VI вв. до н.э. – VI в.н.э..
Транксрипт:

Ионийская философия 1) Милетская «школа»: Фалéс (640/ ) из г. Милет Впервые доказал геометрическую теорему, дав начало геометрии как науке. Вероятно, с использованием полученного доказательства впервые точно измерил высоту пирамиды Хеопса Теорема Фалеса

Отойдя от государственных дел в родном городе, Фалес обратился к изучению природы Значение понятия «природа» в древнегреческой философии – всё, что есть (рождается, возникает, существует) Фалес впервые поставил вопрос: «Чтó есть всё?» и ответил на него: «Всё из воды, и в воду всё разлагается» Значение Фалеса: (1)первое осмысление мира как единого целого, выраженное не на языке мифа, а на языке понятий (2)установление основания этого единства (чтó делает мир единым?)

Человек в состоянии дать ответ на вопрос о происхождении и свойствах природы, опираясь на наблюдение и собственный разум Ни вопрос Фалеса, ни ответ на него не могут быть только результатом обобщения опыта: они превосходят опыт, поскольку имеют всеобщий характер, а опыт всегда ограничен Со времён Фалеса в понимании мира философией и наукой принципиально ничего не изменилось: постановка вопроса осталась прежней, варьируются только ответы, претендующие на более точное объяснение

Анаксимандр (ок ) из г. Милет Источник всего существующего – не вода и не какая-либо отдельная стихия, а некое отличное от них и предшествующее им, не имеющее границ «беспредельное» начало, «áпейрон» ( πειρον ) Первоначало, которое составляет единую основу всего существующего, должно обладать предельно общими свойствами, чтобы из него могло возникнуть всё В беспредельном обосабливаются тёплое и холодное начала, и в результате их взаимодействия в его недрах возникает как бы «зародыш» будущего мира, в котором влажное и холодное ядро окружено огненной оболочкой

Из-за жара влажное ядро высыхает и начинает испаряться, а под воздействием паров огненная оболочка лопается и распадается на ряд колец («ободьев») Образуются Земля (цилиндрической формы), неподвижно висящая в центре Вселенной, звёзды, Луна и Солнце – отверстия в тёмных воздушных трубках, окружающих вращающиеся огненные кольца

Жизнь родилась в воде, из-за её постепенного высыхания некоторые животные вышли на сушу. Люди также произошли от рыбообразных существ Мир не вечен, но по разрушении из беспредельного начала возникает новый мир, и этой смене миров нет конца Начертил на медной табличке карту Европы и Азии, сконструировал небесный глобус

Анаксимен ( /525) из г. Милет Все вещи происходят из беспредельного начала – воздуха – либо путём разрежения, связанного с нагреванием, либо же путём сгущения, приводящего к охлаждению «Как душа наша, будучи воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» Воздушные испарения, подымаясь вверх и разрежаясь, превращаются в огненные небесные светила, а вода и твёрдые вещества (земля, камни) – сгустившийся и застывший воздух Этот механизм действует постоянно, так как воздух находится в непрерывном движении и изменении

Земля имеет «столбообразную» форму и находится в центре мира, «оседлав» воздух Ветры рождаются, когда чрезмерно сжатый воздух в результате разрежения приходит в стремительное движение. Когда он скучится и загустеет ещё больше, то рождаются облака, которые затем превращаются в воду (из них «выжимается» дождь) Град бывает, когда выпадающая из облаков вода замёрзнет, снег – когда замёрзнут сами облака. Радуга рождается оттого, что солнечные лучи попадают на загустевший воздух, землетрясения – от изменений земли, вызываемых избыточным нагревом и охлаждением Первая метеорология – учение об атмосфере

Ионийская философия (продолжение): прямая критика традиции и самоутверждение философии Философия неизбежно должна была прямо определить своё отношение к традиции – заявить о себе как о знании более обширном и достоверном, чем традиция Поэтому она подвергла прямой критике все сферы традиции: религию, миф, поэзию, житейскую мудрость

2) Гераклит (540/ /475) из г. Эфес Гераклит призывал не полагаться на авторитет традиции – не уподобляться детям, некритично усваивающим полученное от родителей, а обратиться к познанию самих себя Однако всякое познание, согласно Гераклиту, имеет под собой единую разумную основу, общее для всех и для всего начало, упорядочивающее космос. Это начало – Логос ( Λγος – «слово», «разум» от греч. лéго: «собираю», «говорю») Понятие космос (от греч. космéйн – «украшать», «упорядочивать») для обозначение Вселенной введено Гераклитом

ЛО Л О Г О С К О С М О С

Принципы существования космоса согласно Логосу: (1) борьба противоположностей «Отец и царь всего – вражда (война): она сделала одних богами, других – людьми, одних – рабами, других – свободными» То, что каждая вещь существует как нечто отдельное, есть результат «вражды». Именно в результате «вражды» всё существующее не одинаково, а отличается одно от другого (вражда рознь разница) и их единство (гармония) «Бессмертные смертны, смертные бессмертны. Жизнь одних есть смерть других, смерть одних есть жизнь других»

«Одно и то же: жизнь и смерть, бодрствование и сон, юность и старость. Ибо одно, изменившись, есть другое, и наоборот» (2) непрерывное изменение «В одну реку нельзя войти дважды» «Всё течёт» «Расходящееся согласуется с собой: оно есть противостремительная гармония. Подобно тому, что наблюдается у лука и лиры»

Природа космоса «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий» Огонь – стихия вечного движения и изменения При «угасании» космический огонь переходит сначала в море (воду), затем – наполовину в землю и наполовину в воздух, как бы «переплавляющий» частицы огня, которые собираются в «чаши», в светящиеся массы, воспринимаемые нами как Солнце, Луна и другие светила

Предельная непостижимость мироздания для человека: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошёл, столь глубока её мера (логос)» «Вечность – ребёнок, расставляющий шашки. Царство над миром принадлежит ребёнку» Ионийская философия: первоначало всего существующего находится в непрерывном изменении: оно достигает определённых конечных состояний в форме отдельных вещей, преодолевает ограничения этих вещей, приводя к их разрушению, и продолжает своё дальнейшее движение

Прямая критика традиции (продолжение) Италийская философия Если ионийская философия (милетская школа и Гераклит) говорит о едином первоначале, находящемся в непрерывном изменении, то италийская философия занимается поиском устойчивого и неизменного первоначала/первоначал, являющихся основанием/основаниями всего существующего

1) Пифагорейская школа Пифагор (ок ) с о. Сáмос В южноиталийском г. Кротон открыл свою школу – первую в истории философскую школу в собственном смысле слова: с непрерывной преемственностью в передаче знаний между учителями и учениками Школа Пифагора напоминала религиозно-этическое братство с определённым укладом жизни, аскетическими предписаниями (воздержание от животной пищи и бобов) и обязательными научными занятиями

В основе религиозно-этического учения Пифагора – идеи метемпсихоза (реинкарнации, переселения душ) и очищения души Сам Пифагор, по-видимому, не оставил после себя сочинений, а в силу эзотерического характера братства и обычая приписывать научные открытия основателю школы, трудно оценить значение Пифагора в науке и философии Случай с пифагорейцем Гиппасом: из-за разглашения открытия иррациональных («несоизмеримых») отношений диагонали и стороны квадрата был отлучён от пифагорейской школы

1. Всё образовано сочетанием двух начал – предела и беспредельного, но быть только пределом или беспредельным ничто не может. Всякая вещь образуется очерчиванием некоторой границы в беспредельном (пример – окружность) Филолай (конец V в. до Р. Х.): «Мировой строй и всё, что в нём, образуется из соединения предела и беспредельного»

2. Исходное соединение предела и беспредельного – число. Число есть принцип гармонии (греч. хармóтто – «прилаживаю», «скрепляю»), в которой объединяются две эти противоположности. Нечётным числам соответствует предел, чётным – беспредельное. Единица состоит из обоих этих начал, числа состоят из единиц, а Вселенная – из чисел Пифагор: «Всё есть число» Достижения пифагорейцев в области теории чисел: открытие классов целых чисел (простые, совершенные, дружественные), изучение их делимости и других свойств

Предел и беспредельное порождают подчинённые им принципы, вместе образуя десять пар основополагающих начал мироздания: предел и беспредельное нечётное и чётное одно и многое правое и левое мужскoe и женское покоящееся и движущееся прямое и кривое свет и тьма добро и зло квадрат и прямоугольник

3. Числовая гармония создаёт: 1) космос с симметрично расположенными и настроенными в определённом музыкальном тоне небесными сферами 2) души и все вещи, содержащие в себе количественно- гармоническую структуру. Душа – «гармония» Наиболее совершенен звёздный мир, сфера неподвижных звёзд, менее совершенны планетные сферы, так как движение планет изменчиво, самая несовершенная – подлунная сфера, где всё находится в непрерывном изменении и становлении

Движение сфер, на которых располагаются планеты и звёзды (живые божественные существа), создаёт музыкальную гармонию, которую можно воспринять особым слухом («гармония сфер»). Музыка – звучащее число Музыкальные интервалы образованы математическими отношениями: если длины струн относятся друг у другу как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать октаве, квинте и кварте. Полутон (наименьший интервал, воспринимаемый человеком) образован отношением 256:243 Впервые мысль о шарообразности Земли была высказана Пифагором, пифагорейцы (Филолай) первыми в Греции стали распознавать пять планет и их движения

Пифагорейская медицина: источник здоровья – равновесие (гармония) противоположных начал в организме, зависящее от питания, воды, климата. Задача врача – восстановление равновесия Центр душевной деятельности – мозг, восприятия передаются от органов чувств к мозгу через некие «каналы», вероятно чувствительные нервы (Алкмеон из г. Кротон, первая половина V в. до Р. Х.)

2) Элейская «школа» Ксенофан (580/570 – 490/466) из г. Колофон Свои воззрения излагал в поэтической форме Критиковал Гомера и Гесиода за то, что боги в их изображении слишком похожи на людей, причём в худшем виде. Такие боги не соответствуют понятию Бога: «Всё на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только У людей позором считается или пороком: Красть, прелюбодействовать и друг друга обманывать тайно»

Такие образы богов – создания человеческого воображения, рисующего Бога похожим на человека: «Если бы руки имели быки и львы или кони, Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди, Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих Образы рисовали богов и тела их ваяли, Точно такими, каков у каждого собственный облик» «Эфиопы [создали бы богов] черными и с приплюснутыми носами, Фракийцы – рыжими и голубоглазыми»

Ксенофан вводит новое понятие о Боге, ставшее основополагающим для всей последующей философии: «Есть один только бог, меж богов и людей величайший, Не похожий на смертных ни обликом, ни сознаньем» Бог Ксенофана – единственный, он весь – зрение и мышление, он неподвижен, но без усилия управляет всем своей мыслью. Он есть Вселенная как единое целое Ксенофан не останавливается на критике традиции, а вообще отрицает за человеком (и за собой в том числе) возможность ясного постижения Бога и природы

Парменид (540/ ) из г. Элея В своей поэме «О природе» Парменид говорит о двух путях познания: пути истины и пути мнения Познание на пути истины должно опираться на предельное и наиболее устойчивое основание всего существующего – бытие. Какое бы первоначало мира мы не открывали, оно есть, то есть имеет бытие Бытие – существование мира, небытие – несуществование мира. Поэтому «бытие есть, а небытия – нет». Иначе оказалось бы, что несуществование существует, а это – невозможно

Свойства бытия вытекают из самого понятия бытия: 1) не возникает так как небытия нет 2) не подвержено гибели небытие небытие бытие бытие бытие 3) целостно: не может быть прерывистым, поскольку в перерывах должно существовать нечто иное (небытие), а небытия не существует

4) единственно: бытие едино, поскольку мир либо есть, либо его нет, а он есть и его не может не быть (поэтому не может быть двух «бытий») 5) неподвижно: нельзя сказать, что бытие было или будет, потому что оно никуда не исчезло и не исчезнет – оно всегда и неизменно есть (могут исчезать отдельные вещи, но не само бытие) 6) совершенно: бытие сейчас, как всегда, есть полностью и без изъяна (всё существующее не может быть наполовину, на четверть и т.д.)

Но если бытие совершенно, оно не может не содержать в себе мышления. Мышление присуще самомý бытию. «Мыслить и быть – это одно и то же» Однако у Парменида и бытие, и мышление принадлежат не отдельным вещам и людям, а миру как целому. В мышлении человека себя мыслит само бытие (как у Гераклита: необходимо мыслить в соответствии с Логосом, т.е. познавать мир с точки зрения не человека, а Разума, присущего самому миру) Поэтому истина – это когда бытие и мысль о бытии полностью соответствуют друг другу, когда человек мыслит бытие как оно есть на самом деле

Но мир как целое все вещи в нём (вещи могут исчезать, а мир остаётся) + обычное человеческое мышление ограниченно и опирается на чувственное восприятие С точки зрения такого мышления единства не существует: мир кажется состоящим из множества отдельных вещей, а каждая вещь кажется человеку одновременно существующей и не существующей Поэтому Парменид отграничивает от области истины область «правдоподобного» знания, где господствует уже не достоверность, а мнение

Зенон (ок. 490 – ок. 430) из г. Элея Зенон обосновывал учение Парменида «от обратного» с помощью парадоксов – «апори́й» (греч. πορα – «безвыходное положение»): если Парменид утверждал, что бытие едино, неподвижно и неизменно, то Зенон доказывал невозможность множественности, изменения и движения 1) «Стадий» (греческая мера длины ок. 160 метров): чтобы пробежать стадий, бегуну сначала необходимо пробежать половину стадия, затем – половину оставшейся половины, после – её половину и т.д. В итоге бегун никогда не добежит до конца стадия

2) «Ахиллес и черепаха»: состязаясь в беге с черепахой, быстроногий Ахиллес даёт ей преимущество в 100 метров. Пока он пробегает эти 100 метров, черепаха успевает проползти 10 метров. Пока он пробегает оставшиеся 10 метров, черепаха проползает ещё 1 метр и т.д. В итоге быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху

3) «Стрела»: стрела, выпущенная из лука, в каждый данный момент покоится. Следовательно, она не движется вообще

Георг Кантор ( ): создатель математической теории множеств существуют конечные и бесконечные множества – классы предметов, включающие в себя различное число элементов потенциальная бесконечность: когда к ряду элементов может быть добавлен ещё один (дискретность) актуальная бесконечность: когда ряд, состоящий из бесконечного числа элементов, мыслится как единое целое (например, множество всех натуральных чисел)

Каждый отрезок времени и пространства, каждый предмет может быть представлен как в виде дискретного и бесконечно делимого множества, так и в виде континуума (непрерывного целого) Целое сумма элементов, оно не сводится и к ним и всегда больше их Поэтому возможно существование отдельных предметов – иначе они бы бесконечно распадались на всё более мелкие части и ничто не могло бы быть самим собой. Поэтому возможно движение – это не только переход от точки к точке и от момента к моменту, но и одновременно преодоление целостных отрезков пространства и времени

Италийские философы привели веские доводы в пользу того, что первооснова мира не может непрерывно трансформироваться и одновременно оставаться самой собой Поэтому основу всего существующего уже нельзя было – вслед за ионийцами – усматривать в чем-то вечно изменчивом Последующие философы стремятся совместить неизменность принципов всего существующего со множественностью и изменчивостью конкретных вещей

Ионийская философия Италийская философия Милетская «школа» Пифагор и его школа Фалес Элейская «школа» Анаксимандр Анаксимен Ксенофан Парменид Гераклит Зенон Эмпедокл Демокрит Анаксагор

Эмпедокл (ок ) из г. Акрагант Вечные и неизменные первоначала существующего – четыре «корня вещей»: огонь, воздух, вода, земля. Их приводят в движение две сменяющие друг друга силы – Любовь и Вражда

Под действием Любви элементы пребывают в гармоничном состоянии, образуя космический Шар (Сфáйрос), охватывающий всё существующее и находящийся в совершенном покое. Эта гармония нарушается действием Вражды, разделяющей элементы и приводящей Сфайрос в движение Вещи и живые существа могут возникать лишь в период перехода от Любви к Вражде и обратно (когда элементы могут соединяться друг с другом) Элементы не сливаются друг с другом, всё создаётся из них как из «кирпичиков» в различных пропорциях

Анаксагор (ок ) из г. Клазомены Состояние материи до возникновения космоса: неподвижная смесь бесконечного числа частиц бесчисленного множества всевозможных веществ w 1 × w 2 × w 3 ×... × w n-1 × w n = w w Это не просто очень малые, а бесконечно малые частицы всех веществ (молока, крови, золота и т.д.) Но в смеси есть малые (не бесконечно) участки, где частицы одного вида преобладают над всеми остальными. Эти участки («семена» вещей) различны по форме и обладают свойствами, присущими преобладающему веществу: «Чего больше всего в каждой вещи, тем она и кажется»

Поскольку в каждом «семени» содержится не только преобладающее вещество но и все остальные вещества (бесконечные по числу), то всё в природе способно переходить и превращаться одно в другое: «Во всём заключается всё» Над вещами Анаксагор помещает Ум ( νος, Нус). Ум – «тончайшая и чистейшая из всех вещей, обладает совершенным знанием обо всём и имеет величайшую силу». Ум – принцип порядка и красоты как в природе, так и в людях «Вначале все тела стояли неподвижно, а божественный Ум привёл их в порядок». Под его воздействием началось вращение неподвижной смеси веществ и формирование космоса со всеми вещами в нём

Демокрит (460/457 – ок. 370) из г. Абдеры (учитель – Левкипп) «Существуют только атомы и пустота»: атомы ( - τομον ) – неделимые плотные частицы, вечные и самодвижущиеся + пустота (пространство, где они движутся). Атомы неделимы потому, что являются наименьшим возможным началом вещей Атомы состоят из одного вещества, а различные качества образуются благодаря внутренней структуре атомов (1), взаимному расположению (2) и ориентации (3): (1) A N (2) A-N N-A (3) N Z N

Вещи, состоящие из атомов, изменяются, а сами атомы неизменны. Атомы не воспринимаются чувствами (недосягаемы для восприятия), но доступны лишь познанию ума Восприятие вещей становится возможным потому, что атомы «излучают» свои «образы», которые мы и воспринимаем как те или иные качества. Образы вещей – это видимость, а реальность – атомы (например, сладкий вкус = круглые атомы)

Пространство беспредельно, а время – бесконечно, поэтому всё возможное (в том числе возникновение миров с какими угодно свойствами) когда-либо становится действительным (принцип изономи́и) Мир возникает случайно, когда атомы, движущиеся по своей природе (в любых направлениях и с любыми скоростями), случайно сталкиваются и образуют «вихрь», под действие которого попадает всё больше атомов и внутри которого происходит их взаимодействие. В результате дифференциации атомов образуется мироздание со всем, что в нём существует

Демокрит первым обратил внимание не только на вопросы изучения природы, но и общества. Ему принадлежат одни из первых сочинений на этические темы

Софисты (вторая половина V в.): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий Софисты (от греч. σοφς, софóс – «мудрый», «знаток (своего дела)») – последователи первых философов, занимавшихся изучением природы. Софисты применяли понятия, теории и методы этих философов к исследованию человека и общества Название «софисты» закрепилось за первыми профессиональными преподавателями всех существовавших в то время в Древней Греции дисциплин – от математики и астрономии до языкознания и музыки

Особенно востребованными были предметы, приносившие успех и признание в общественной жизни – судебная и политическая риторика (искусство слова и убеждения), теория государства и права Софистами становились люди, добившиеся общественного успеха и признания в своих родных городах и обладавшие значительными познаниями во многих областях. Они не только обучали наукам (в первую очередь философии и риторике), но и сами занимались научными исследованиями (от математики до этнографии), а также законотворческой деятельностью

Софисты – первые просветители: распространяли среди широких (обеспеченных) слоёв городского населения знания, накопленные предшествующими поколениями философов и учёных. Возможность приобщения к наукам появилась у горожан благодаря расцвету экономики и культуры Древней Греции Софисты привлекали к себе учеников, выступая с публичными речами на площадях городов; получая хорошую плату за преподавание, они вели роскошный образ жизни Софистика – неоднородное направление, но наиболее общая черта софистов – релятивизм (от лат. relatio – «отношение»), учение об относительности всех человеческих представлений об истине, добре, справедливости, красоте

Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, а несуществующих – в том, что они не существуют» Некоторые софисты склонялись к крайнему агностицизму (но это убеждение противоречит самому себе): Горгий: «Ничего не существует. Если что-то существует, оно непознаваемо. Если оно познаваемо, то невыразимо в словах»

Общество – продолжение природы, поэтому в обществе должны властвовать сильнейшие Закон используется слабым большинством как средство для контроля над сильными, тогда как его задача – укрепление власти сильных Цель человеческой жизни – подчинение других людей и их использование для своих интересов

Соответственно, и в публичной дискуссии, особенно политической, основная задача её участников – не поиск истины, а победа над оппонентом любой ценой. Для этого софистами применялись следующие средства: Антилогика – искусство составления двух противоположных по смыслу, но одинаково убедительных речей Софизмы – ложные умозаключения, построенные на многозначности понятий («Собака», «Отец»). Пример использования софизмов в дискуссии: беседа Сократа с софистами Евтидемом и Дионисодором – персонажами платоновского диалога «Евтидем»