Урок : окружающий мир 3 класс Омарова Ирина Георгиевна Омарова Ирина Георгиевна учитель начальных классов. учитель начальных классов. МОУ СОШ 16 МОУ СОШ 16 Ставропольский край Ставропольский край Шпаковский район Шпаковский район с. Дубовка с. Дубовка
Тема: «Экосистема леса» Цель: - Осознать необходимость жить в гармонии с природой, охранять и беречь её. - Продолжить работу над воспитанием ответственного отношения к окружающему миру.
Оборудование: учебник, рисунки природы, слайды «Природа в опасности», звуковой фон музыки, мультимедийный проектор. Задачи урока: - Расширить кругозор и знания учащихся о природе. - Сформировать представление о роли леса в жизни человека. - Развивать познавательную активность и экологическую культуру учащихся. - Закрепить знания о правилах поведения в природе.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо. Приёмы: - Синквейн - Кластер - Дерево предсказаний - Обращение к личному опыту учащихся - Непосредственный контакт с новой информацией - Поиск ответов на поставленные вопросы - Творческие работы учащихся( домашнее задание)
«Охранять природу – значит охранять Родину!» Михаил Пришвин
Ход урока: * Стадия вызова. - Прочитайте эпиграф к нашему уроку. - Что вы понимаете под природой? (ответы детей) Предлагается синквейн без первой строчки Зелёный, красивый. 3. Шумит, защищает, радует. 4. « Лёгкие нашей планеты». 5. Природа. - О чём идёт речь? (ответы детей)- (Лес)
Обращение к личному опыту учащихся. - Кто должен оберегать лес? - Для чего нужно оберегать лес? - Как лес связан с человеком? - Так о чём будем говорить сегодня на уроке? (предположения детей) - Актуальна ли тема охраны леса на сегодняшний день? - Что зависит от каждого из нас?
* Стадия осмысления. Непосредственный контакт с новой информацией. 1. Самостоятельное чтение статьи в учебнике 1. Самостоятельное чтение статьи в учебнике « Экосистема леса» (индивидуальная работа) 2. Вопросы после прочтения: 2. Вопросы после прочтения: - Почему лес называют « лёгкими нашей планеты»? - Как называются вещества, выделяемые листьями дерева, от которых погибают болезнетворные бактерии? - Лес является защитником чего? - Кому лес доставляет радость?
Составление кластера. - Составьте кластер - значение леса для человека и его обитателей (работа в группах). Лес
Групповая работа учащихся. (один из вариантов) Лес Сбор Древесина Защита водоёма Отдых Живот ные Топливо Защита воздуха Ягоды Грибы Лекар. растения Питани е Дом
-А всё ли мы учли на данной схеме? -А всё ли мы учли на данной схеме? (предположение учащихся) (предположение учащихся) Внимание на экран! Внимание на экран! Просмотр слайдов на экологическую проблему и их сравнительный анализ. Просмотр слайдов на экологическую проблему и их сравнительный анализ. Прокомментируйте данные слайды. Прокомментируйте данные слайды.
Непосредственный контакт с новой информацией. 1. Самостоятельное чтение текста дидактической карточки «Экологические проблемы в зоне лесов» (индивидуальная работа). «Экологические проблемы в зоне лесов» (индивидуальная работа). 2. Составление кластера- экологические проблемы в лесу (групповая работа). Эколог. проблемы
Групповая работа учащихся. (один из вариантов) Эколог. проблем ы Уничтожение животных Браконьерство Костры Мусор Загрязн ение леса Уничтожение растений Охота Уничтожение грибницы Вырубка лесов Вытаптывани е Сбор
* Стадия рефлексии Ответы на поставленные вопросы в стадии вызова. - Сделайте вывод: для чего нужно оберегать лес? - Кто должен оберегать лес? - В чём главная проблема охраны леса сегодня? - Что зависит от каждого из нас?
Составление « Дерева предсказаний» - Запишите в группах высказывания, которые отвечали бы на поставленный вопрос. - Что будет в будущем с лесом и его обитателями, если человек не будет защитником природы? Работают 4 группы.
« Дерево предсказаний» (вариант работы) Леса превратятс я в мусорные свалки. Исчезнут с лица Земли животные и растения. Обмелеют и высохнут водоёмы Земли. Вырубка леса- меньше лесов, меньше чистого воздуха.
Домашнее задание (творческая работа учащихся). - Вернёмся к эпиграфу нашего урока. (чтение эпиграфа вслух) (чтение эпиграфа вслух) - Напишите мини- сочинение - (4-5 предложений), как вы понимаете эти слова М. Пришвина. - По желанию нарисуйте запрещающие экологические знаки на тему: - «Лес и человек».
Творческие работы учащихся (запрещающие экологические знаки).