Мережковский Дмитрий Сергеевич Дмитрий Сергеевич Работу выполнила ученица 8 а класса Завьялова Светлана
Мережковский Дмитрий Сергеевич Дмитрий Сергеевич Мережковский (2 (14) августа 1865, Санкт - Петербург, Российская империя 9 декабря 1941, Париж, Франция ) русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.
Д. С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно - философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский ( начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский ) неоднократно претендовал на соискание Нобелевской премии ; был близок к ней и в 1933 году ( когда лауреатом стал И. А. Бунин ). Спорные философские идеи и радикальные политические взгляды Д. С. Мережковского вызывали резко неоднозначные отклики ; тем не менее, даже оппоненты признавали в нём выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века.
В е Мережковский начал сотрудничать в журнале « Северный постник », где печатались первые символисты. Выпустил сборник стихов « Символы. ( Песни и поэмы )». Стал одним из основоположников символизма в русской литературе. Всю жизнь Мережковского волновала судьба христианской религии. В годах Мережковские жили в Париже, периодически приезжая в Россию. Европейскую известность принесла писателю трилогия « Христос и Антихрист »; « Смерть богов », 1896; « Воскресшие боги ( Леонардо да Винчи )», 1902; « Антихрист ( Петр и Алексей )», 1905.
Октябрьскую революцию Мережковский не принял и в 1920 году окончательно эмигрировал в Париж, где жил до конца своих дней. Все его творчество, отмеченное напряженным вниманием к нравственно - религиозной проблематике, было лишь одним из проявлений
Родное Родное Далеких стад унылое мычанье И близкий шорох свежего листа.... Потом опять глубокое молчанье... Родимые, печальные места ! Протяжный гул однообразных сосен, И белые, сыпучие пески... О бледный май, задумчивый как осень !.. В полях затишье, полное тоски... И крепкий запах молодой березы, Травы и хвойных игл, когда порой, Как робкие, беспомощные слезы, Струится теплый дождь во тьме ночной. Здесь тише радость и спокойней горе, Живешь как в милом и безгрешном сне. И каждый миг, подобно капле в море, Теряется в бесстрастной тишине.
Не надо звуков Дух Божий веет над землею. Недвижен пруд, безмолвен лес ; Учись великому покою У вечереющих небес. Не надо звуков : тише, тише, У молчаливых облаков Учись тому теперь, что выше Земных желаний, дел и слов. Тема - нужно учится у природы терпению, кротости. быть спокойным как она. не надо звуков, лишних фраз, ведь молчание - это золото. поэт намеревался в произведении передать все краски природы, ее гармонию и нежность, при этом он сравнивает все с неземными желаниями и делами. потому что когда человек остается наедине с природой, он постигает высшую волю Творца.
Последние дни Мережковского 1 сентября 1939 года начало Второй мировой войны супруги встретили в Париже. Незадолго до этого Мережковский передал Л. М. Лифарю рукопись эссе « Тайна русской революции ». Летом американская киностудия Paramount и французская Association des Auteurs de Films приняли к постановке сценарий Мережковского « Жизнь Данте », но из - за начала войны съемки не состоялись. 9 сентября, опасаясь бомбардировок, Мережковские, вместе с десятками тысяч парижан выехали из Парижа и поселились в Биаррице на юге Франции. Проведя здесь три месяца ( в обществе Г. В. Иванова и И. В. Одоевцевой, французских и английских военных ), они вернулись в столицу, где провели зиму и весну 1940 года. В начале июня начались бомбардировки Парижа, супруги вновь « эвакуировались » в Биарриц, но 27 июня сюда вошли гитлеровцы, и осенью Мережковские вернулись в столицу, где некоторое время вынуждены были ночевать у знакомых и жить в приюте для беженцев. 14 августа 1940 года в Биаррице прошло чествование Мережковского по случаю его 75- летия под председательством Клода Фаррера, в комитет по организации которого входили П. Н. Милюков, И. А. Бунин, В. А. Маклаков и М. А. Алданов. Торжество принесло юбиляру и 7 тысяч франков : это позволило супругам снять виллу «El Recret». Здесь писатель успел завершить « Святого Иоанна Креста » и сразу же начал работать над « Святой Терезой Авильской » и « Маленькой Терезой ».
Заклейменный русской эмиграцией за германофильство, писатель оказался в общественной изоляции. Между тем ( как отмечает О. Волкогонова ), саму речь Мережковского мало кто слышал : « Объективно, прогитлеровскими в ней были лишь процитированные выше слова, весь же остальной текст выступления был посвящён критике большевизма, заканчивалась же речь пламенными строками Гиппиус о России ( совершенно несовместимыми с гитлеровскими планами славянского геноцида )». Вести о зверствах гитлеровских войск в России заставили Мережковского усомниться в своем выборе ; незадолго до смерти он, по свидетельству близкого к кругу З. Гиппиус поэта В. Мамченко, осуждал Гитлера. Последние месяцы жизни Мережковский непрерывно работал : прочёл публичные лекции о Леонардо да Винчи и Паскале, пытался прочесть доклад о Наполеоне, но он был запрещёна оккупационными властями. К июню 1941 года у Мережковских кончились деньги : выселенные из виллы за неуплату, они сняли на лето меблированные комнаты. В сентябре, одолжив деньги у знакомых, супруги вернулись в парижскую квартиру. Истощённый физически и морально, Мережковский до последних дней пытался работать над « Маленькой Терезой », но она так и осталась неоконченной. Дмитрий Сергеевич Мережковский скоропостижно скончался 7 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. 10 декабря состоялись отпевание в православном храме Святого Александра Невского на улице Дарю и похороны на русском кладбище в Сен - Женевьев - де - Буа ; здесь присутствовало лишь несколько человек, а могильный памятник был поставлен на подаяние французских издателей. Надгробие белый обелиск, повторяющий контуры византийского православного храма, увенчанный маковкой с « восьмиконечным » православным крестом, в нише своей имело изображение Пресвятой Троицы в обрамлении слов из прошения молитвы Господней : « Да приидет Царствие Твое ».
Источники
Конец