Департамент образования города Москвы Северо–Западное Окружное Управление Образования ГОУ ЦПМСС Митино Преодоление детского непослушания. Обучающая программа для родителей. Педагог – психолог Злобина О.М.
Программа предназначена для родителей, у которых дети: в возрасте от 2-х до 12-ти лет; не подчиняются взрослым, демонстрируют вызывающее и оппозиционное поведение, упрямство, социальную враждебность; конкретными клиническими диагнозами: СДВГ; атипичный аутизм; вызывающее оппозиционное расстройство; расстройство поведения; с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости.
Дети старше 12 лет или те, кто очень агрессивен и проявляет физическое насилие по отношению к другим, часто не реагируют на программу или реакция на эти методы приводит к эскалации семейных конфликтов.
Использование программы оправдано, когда: вызывающее поведение ребенка находится за пределами нормального приемлемого детского поведения и что оно каким-либо образом нарушает адаптацию ребенка или причиняет страдания ему самому или другим людям.
Цели программы: Улучшить родительские навыки управления и повысить компетенцию в решении проблем, связанных с поведением ребенка; Повысить уровень родительских знаний о причинах вызывающего поведения детей; Добиться, чтобы ребенок лучше слушался родительских распоряжений, указаний и правил; Наладить гармонию в семье.
Термин «непослушание» относится к следующим видам детского поведения: Ребенок не начинает вести себя так, как требует взрослый по истечении некоторого времени (15 секунд); Ребенок перестает подчиняться указаниям взрослого прежде, чем требования, выдвинутые в указании, исполнены; Ребенок не способен следовать ранее разъясненным ему правилам поведения в определенной ситуации (напр., оставляет свое место в классе).
Термин «вызывающее поведение» означает, что ребенок активно сопротивляется выполнению родительских указаний вербально или физически: отказывается словесно, устраивает истерики, проявляет физическую агрессию по отношению к родителю.
Родительско-детские отношения характеризуются применением родителями неэффективных, непоследовательных и неразборчивых методов управления ребенком, часто в сочетании с жесткими, но непоследовательными методами наказания и слабым наблюдением за занятиями ребенка; Характеристики ребенка – особенности темперамента и когнитивных способностей; Характеристики родителей – сходные характеристики темперамента и когнитивных способностей родителей ребенка; Контекстуальные факторы – это более крупные события в контексте семьи (и внешние, и внутренние), которые могут сами по себе или в сочетании с другими факторами повышать риск вызывающего поведения и агрессии. Причины непослушания/вызывающего поведения у детей:
Последствия должны быть немедленными Последствия должны быть конкретными Последствия должны быть предсказуемыми Продумывать программу поощрений до применения наказаний Предвосхищение плохого поведения Понимание того, что семейные отношения взаимны Соблюдение последовательности ступеней программы Программа построена на следующих принципах:
Содержание занятий СтупеньТемаЦель 1. «Почему дети ведут себя плохо» Информировать родителей о причинах непослушания и вызывающего поведения. 2. «Обращайте внимание!» Оказать помощь родителям в понимании того, что стиль их общения с детьми сильно влияет на мотивацию детей что-то для них делать. Обучить родителей обращать внимание на позитивное поведение ребенка. 3. «Добивайтесь улучшения послушания и самостоятельной игры» Повысить эффективность родительских указаний. 4. «Когда похвалы недостаточно: игровые фишки и очки» Научить родителей пользоваться специальной программой вознаграждения ребенка за приемлемое поведение. 5. «Тайм-аут и другие дисциплинарные методы» Научить родителей эффективно пользоваться тайм- аутом в качестве метода наказания за плохое поведение.
Содержание занятий СтупеньТемаЦель 6. «Перенос метода тайм- аута на другие виды плохого поведения» Распространить применение метода тайм-аута на другие указания или правила. 7. «Предупреждение проблемы: обращение с детьми в общественных местах» Научить родителей видоизменять и применять уже освоенный метод управления поведением ребенка в общественных местах. 8. «Работа дома над улучшением поведения ребенка в школе» Обсудить с родителями причины проблем поведения, которое наблюдается у ребенка в школе, (детском саду). 9. «Преодоление проблем поведения в будущем» Обсудить с родителями то, каким образом можно воспользоваться полученными навыками управления поведением ребенка для преодоления проблем. 10. «Итоговое занятие»Разобрать, как родители применяют все основные методы и при необходимости внести поправки.
ШКАЛА ОЦЕНКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ