Пассажирские и грузовые ХАБы: противоречия или гармония? Группа компаний "Волга-Днепр" II Международный Авиатранспортный форум августа 2012 г., Ульяновск
Динамика авиа перевозок в мире Ростов-на-Дону С.-Петербург Иркутск Волгоград Краснодар Сочи магистральные региональные Владивосток Новосибирск Хабаровск Красноярск Екатеринбург Якутск Из материалов МАТФ 2011: «За счет чего возможно развитие транзита? Развитие федеральной сети грузовых хабов» Источник: IATA, 56 th WATS, исследование ГрК «Волга-Днепр» 2 Кризис 2009 года преодолен, темпы роста рынка авиаперевозок восстановлены до кризисных размеров и выросли в 2011 году на 10%, по сравнению с докризисным 2007 годом.
В России явно выражен географический дисбаланс: более 60% авиаперевозок в России осуществляется через Московский авиационный узел Противоречия или гармония авиационных транспортно-логистических услуг? Структура грузооборота России 2011г.Структура пассажирооборота России 2011г. 3 19,9 млрд.ткм4,9 млрд.ткм 12% CAGR Динамика авиа перевозок в России Млрд.ткм Источник: статистика ТКП, исследование ГрК «Волга-Днепр»
Источник: IATA, 56 th WATS, годовой отчет аэропорта Шереметьево 2011 года, исследование ГрК «Волга-Днепр» Проблемы Московского авиационного узла Общий неудовлетворенный спрос с 2015 года по 2020 год нарастающим итогом составит более 90 млн. пассажиров Общий неудовлетворенный спрос с 2015 года по 2020 год нарастающим итогом составит более 1 млн.тонн 4 По прогнозу к 2016 году пропускная способность МАУ достигнет своего пика и станет ограничением для развития Планы по строительству в Шереметьево ВПП-3 смещаются на 2018 год Млн. пассажиров Прогноз пассажирооборота в МАУ Тыс. тонн Прогноз грузооборота в МАУ 900 Изменение пассажирооборотаИзменение грузооборота Линия тренда пассажирооборота Линия тренда грузооборота 8% CAGR 5% CAGR неудовлетворенный спрос
Противоречия/гармония в соотношении грузовых и пассажирских перевозок в аэропортах 5 Структура авиаперевозок в крупных аэропортах (хабах) в сравнении с МАУ в 2011 г. Структура грузовых и пассажирских перевозок в МАУ не сбалансирована и значительно ниже среднеотраслевых показателей в крупных аэропортах (хабах) Темп роста грузооборота в России соизмерим с пассажирооборотом и иногда превышает его, что обуславливает потенциальный значительный рост авиагрузовых перевозок Вывод: Развитие аэропортовой инфраструктуры должно гармонично учитывать потенциал роста пассажирских и грузовых перевозок Разница в 2 раза Пассажирооборот (млн.пасс.) 2011 год Разница в 10 раз Грузооборот (млн.тонн) 2011 год Источник: IATA, годовые отчеты аэропортов, исследование ГрК «Волга-Днепр» Целевая структура универсального аэропорта/хаба
Развитие региональных аэропортов (хабов) 6 В соответствии с прогнозом, рост пассажирских и грузовых авиаперевозок темпом в 12% в год требует применения общемировых подходов развития аэропортовой инфраструктуры как за счет развития универсальных аэропортов/хабов (пассажиры + груз), так и за счет формирования специализированных авиагрузовых хабов. Учитывая потенциальный дефицит мощностей МАУ роль в развитии региональных аэропортов (универсальных и специализированных) значительно усиливается Потенциальные специализированные аэропорты - хабы Ульяновск Ярославль Красноярск Владивосток Универсальные аэропорты/хабы Дефицит МАУ Пассажи- рооборот Грузо- оборот гг. 90 млн.пасс 1 млн.тонн Региональные аэропорты смогут покрыть дефицит МАУ за период гг. не более 130 тыс.тонн Превышение пропускной способности аэропорта ограничена возможностями грузового рынка данного региона 0,87 млн.тонн Не покрываемый дефицит мощностей МАУ в объемах грузоперевозок за период гг. млн.пасс тыс.тонн
Источник: прогноз ГрК «Волга-Днепр» Ожидаемые результаты: Разгрузка московского транспортного узла и прямая доставка грузов по поволжскому региону с использованием траковой и мультимодальной доставки Использование аэропорта для транзитного грузопотока (сортировочный центр) Ульяновский авиаузел сможет обеспечить значительную часть прогнозируемого грузооборота МАУ. Пример регионального специализированного авиагрузового хаба Возможности Ульяновского авиационного узла Наличие двух аэропортов (2 ВПП, длина до 3,6 км) Наличие ж/д инфраструктуры, в т.ч. отдельная ж/д ветка (а/п Ульяновск-Восточный) Пересечение 5 федеральных автотрасс Доступ к речному транспорту и широкие возможности траковой доставки Преимущества ПОЭЗ включая таможенные и налоговые льготы и доступ с к современным мощностям ТО Через регион проходит магистральная воздушная линия, соединяющая Центральный регион со странами Европы и Азии 7 Тыс. тонн
Основные выводы Мировой рынок авиаперевозок восстановился после кризиса и продолжает расти с темпом не менее 5% в год. Российский рынок авиаперевозок растет более быстрыми темпами (на 7% больше, чем мировой) и диктует необходимость развития внутреннего рынка для обеспечения растущих объемов перевозок. Рост рынка авиаперевозок требует создания условий для его поддержания. Необходимо применение общемировых подходов развития инфраструктуры как за счет развития универсальных аэропортов/хабов (пассажиры + груз), так и за счет формирования специализированных авиагрузовых хабов. Тема развития аэропортовых хабов более подробно предлагается для обсуждения на круглом столе по грузовым авиаперевозкам и мультимодальной логистике. 8
Спасибо за внимание!