2 Доход на номер Обзор рынка гостиниц В течение года в Москве было введено 6 гостиниц, причем почти все новые отели относятся к высокому ценовому сегменту. В связи с этим в структуре современного номерного фонда по-прежнему сохраняется острый дефицит номеров категории 3*. Смена власти в Москве определила вектор развития гостиничного рынка на ближайшие годы: Разрабатывается отраслевая территориальная схема размещения гостиниц; Планируется строительство новых отелей, в том числе реконструкция общежитий, создание плавучих гостиниц, развитие хостелов; Планируется реконструкция офисных помещений, занимаемых структурами правительства; Разрабатывается проект типового отеля категории 3*; Планируется обязательная классификация отелей. Все эти меры будут способствовать упорядочению рынка и его качественному развитию. В 2011 году отмечается увеличение объема сделок. Наиболее крупными за исследуемый период стали сделки по продаже отелей «Ritz Carlton», «Националь» и «Пекин». Рост объема инвестиций связан, в том числе, с изменением политики новой власти (были проданы принадлежащие городу отели). Основные показатели гостиничного рынка в рассматриваемом периоде демонстрировали положительную динамику. Таким образом, вслед за спадом 2010 г. последовал небольшой рост. Структура рынка По итогам года в Москве работают около 250 гостиниц, совокупный номерной фонд которых составляет порядка 38 тыс. номеров, из которых: класс «люкс» (5 звезд) – 4 469; бизнес-класс (4 звезды) – 8 424; средний класс (3 звезды) – ; эконом-класс – По итогам года совокупная доля сегментов Luxury и Upscale сохранилась на уровне 33%, отели категории 3* занимают в общей структуре 42%,. Из значимых событийна рынке 3-х звездочных гостиниц можно отметить появление международного оператора Best Western, взявший под управление отель «Вега». Благодаря новому предложению увеличилась доля гостиниц расположенных в ЦАО, при этом остальные районы, за исключением СВАО, ВАО остаются мало обеспеченными современной гостиничной инфраструктурой. Средняя стоимость Динамика номерного фонда Москва Уровень загрузки Структура номерного фонда гостиничного рынка Москвы по категориям Структура номерного фонда гостиниц Москвы по местоположению Категория Средняя цена за номер в сутки, долл. СтандартЛюкс 5* * * * Опубликованная средняя стоимость в зависимости от категории и типа номера Общий номерной фонд 38,4 тыс. номеров Средняя стоимость номера (ADR)195 долл. Доход на номер (RevPar)129 долл. Среднегодовая загрузка отелей (Occupancy) 66% Ввод гостиничных номеров в 2011 г.1 146номеров Ввод гостиничных номеров в IV квартале 2011 г. 376 номеров
Ввод гостиниц в 2011 г. НазваниеАдрес КатегорияНомерной фонд Клубный корпус «Crowne Plaza»Краснопресненская набережная5*149 Отель «Ramada Plaza»в 5 км от а/п Домодедово5*134 Гостиница «Аминьевская»Аминьевское шоссе3*223 Отель «Radisson SAS Belorusskaya» 3-я ул. Ямского поля4* 264 Отель «InterContinental Moscow Tverskaya» ул. Тверская5*205 Отель «Marriott Moscow Paveletskaya» ул. Кожевническая4*171 Планируемый ввод в 2012 г. НазваниеАдрес КатегорияНомерной фонд Отель «Kempinski Nikolskaya Moscow»ул. Никольская5*210 Гостиница «Москва»Ул. Охотный Ряд5*203 «Hilton Garden Inn Moscow New Riga»Новорижское шоссе4*162 Гостиница «Союз»Университетский проспект, 124*115 Mercure Arbat MoscowСмоленская пл., 64*109 Наиболее крупные сделки в 2011 г. НазваниеАдрес КатегорияСтоимость Ritz Carlton Hotelул. Тверская, 75*16,3 млрд руб Отель «Националь»ул. Моховая, 15/15*4,5 млрд руб Госитница «Пекин» ул. Большая Cадовая, д. 53*1,9 млрд руб Динамика рынка По итогам года на рынок вышло номеров в составе 6 отелей. По сравнению с итогом 2010 года общий ввод номерного фонда сократился на 33%. В 2010 г. ввод был обеспечен пятизвездочными гостиницами, в 2011 г. отелей данной категории ввелось меньше. Незначительно увеличился ввод гостиниц 4*, в том числе, в отличии от прошлого года в рассматриваемом периоде введен отель категории 3*. Ценовая динамика характеризуется незначительным ростом средней стоимости номера (в пределах 5%), увеличением уровня загрузки отелей (около 4%), и, как следствие, ростом среднего дохода на номер. Так показатель RevPar увеличился на 10% и составил чуть менее 130 долл. Выводы и прогнозы Отчетный период характеризуется позитивной динамикой основных показателей, приходом новых игроков на рынок Москвы (Fairmont, Best Western), увеличением доли отелей под управлением международных операторов, а также ростом объема сделок с отелями. Как отмечает Маргарита Трофимова, директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar: «Ввод каждого нового отеля в сегменте 4*-5* провоцирует усиление конкуренции на московском рынке и уменьшает перспективы роста загрузки и стоимости номеров. Учитывая данную тенденцию иностранные операторы в качестве вектора развития рассматривают вариант экспансии в регионы и города с населением от 500 тыс. чел. Данной стратегии в основном придерживаются отели работающие в сегменте 3-4*, имеющие объекты в Москве и С.- Петербурге и знающие специфику местного рынка. При этом новые игроки, как правило, в качестве перспективных регионов рассматривают только Москву и С.-Петербург». Прогнозируется, при сохранении конъюнктуры рост въездного потока (в пределах 10%) в Москву, что положительно скажется на загрузке и стоимости номеров. В случае полной реализации запланированных правительством мероприятий по повышению привлекательности и развитию трехзвездочного сегмента, следует ожидать прихода новых игроков на рынок в данной категории. В свою очередь, насыщение Московского рынка отелями 3* спровоцирует операторов к развитию в регионах по примеру гостиниц высокоценового сегмента. Динамика средней стоимости (ADR), дохода на номер (RevPar), долл Динамика загрузки отелей ( гг.) Динамика роста номерного фонда гостиниц Москвы в 2007–2011 гг.