Алхимия Выполнил: ученик 9 класса МОУ СОШ 11 Арбузов Сергей Руководитель: Учитель физики Михайлова Л.В.
История История алхимии насчитывает более двух тысяч лет, за это время она пережила свой рассвет, закат и забвение. Однако алхимия не умерла, нет, она оставила после себя богатое наследие алхимических рукописей. Как цветок алхимия подарила нам семена, из которых она возродиться вновь. Эти семена - алхимические символы, несущие в себе огромный духовный потенциал, который будет оценён по достоинству в новом тысячелетии.
Теория четырёх элементов Основой всех алхимических теорий является теорией четырёх элементов. Эта теория была подробно разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Думиургом из одухотворённой Первичной матери. Из неё он создал четыре элемента : огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый – квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, заложили фундамент того что принято называть алхимией.
ОГОНЬ СУХОЙ-ГОРЯЧИЙ ВОЗДУХ ГОРЯЧИЙ-ВЛАЖНЫЙ ВОДА ВЛАЖНАЯ-ХОЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ СУХАЯ-ХОЛОДНАЯ (Графическое (знаковое) изображение четырех элементов) Теория четырёх элементов
Особенностью теории четырех элементов явилась идея макро и микрокосмоса. Человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Вершины треугольников имели следующее значение элементов: Сера -Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.
Две точки образовывали серно – ртутную теорию. Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.
Третья точка (соль) - идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал философский камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса (гностического змея) - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.
Знак - изображение несущее конкретное значение. Символ - изображение, имеющее более широкое значение, чем знак. Знак и символ.
Основных сложностей в понимании алхимической символики три: Первая - это то, что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений. Второе - алхимический символ аллегоричен. И третье наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).
5 правил для анализа алхимического символа. Правило 1 Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких. Правило 2 Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых. Правило 3 Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение. Правило 4 Выделить главную идею сюжета. Правило 5 Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.
Лев, пожирающий солнце. 1. Это символ сложный т.к. состоит из нескольких простых (лев и солнце). 2. Простые символы на которые можно разделить гравюру: 3.Основные: лев и солнце Дополнительные: кровь, камень, фон.. 4.Солнце находится с правой стороны лев с левой от зрителя и т.д. 5.Основной идеей сюжета является поглощение львом (ртутью) солнца (золота). Т.о. на этой гравюре изображен процесс растворения ртутью золота.
7 алхимических правил. 1. МОЛЧАНИЕ нарушая его, ты подвергаешь опасности не только себя, ты подвергаешь опасности наше дело. 2. МЕСТО РАБОТЫ. Выбирай его тщательно. Выбирай его так, чтобы оно не бросалось в глаза и было для тебя удобным. 3. Начинай свое дело в СРОК и вовремя его заверши. Совсем не спеши не надо спешить, зачем нам спешить, но и не медли, медлят проигрывающие. 4. ТЕРПЕНИЕ, ничего не дается без терпения и усердия. С усердием начинай с усердием продолжай Дело. Желание отдохнуть - первый признак поражения. 5. ЗНАЙ, свой предмет, знай свое дело, знай его символику. Совершенство требует знаний, незнание ведет за собой смерть. 6. Будь ВНИМАТЕЛЕН к материалам, используй только чистые вещества и процессы, дабы избежать загрязнения. 7. Не начинай Великого Делания не запасаясь средствами и уверенностью. Без средств и уверенности ты только приблизишь себя к и без того неизбежной смерти, а это ли не поражение?
Заключение. Клод д"Иже в "Собраниях алхимических философов" писал: «Да воздержится от суждений уверовавший в Алхимию как в знание о первичных свойствах природных минералов и металлов. Да воздержится от суждений возносящий Алхимию в высшие сферы духовных наук. Но разумеющий, что Алхимия является лишь символом для иносказательного описания процесса "духовного постижения", - т.е. человек, воплотивший в себе и первовещество и очаг для выполнения Великого Делания, - да свершит на этом поприще все, что в его силах.