Тема 2 Интегрально- институциональная парадигма цивилизационного развития versus (против) парадигма двух путей цивилизационного развития
Сравнение старой и новой парадигм
Точка СБОРКИ или фундаментальные принципы холистическое (целостное) восприятие социальной реальности; представление о дуальности противоположностей в рамках единой целостности, противоречие между ними – внутренний импульс развития; соотнесение двух противоположностей по принципу доминантности–компенсаторности: если одна из них доминирует, то вторая играет компенсаторную роль и наоборот; объяснение развития на основе циклической модели динамического равновесия; видение интегральной перспективы как стремления к согласованному единству противоположностей: отдельные части соединяются таким образом, что они не подавляют, а дополняют и усиливают друг друга.
Точка СБОРКИ: механизмы саморегуляции и творения Социетальные (витальные) механизмы жизнеобеспечения (накопления) и жизнереализации (траты) – Саморегуляции, Оптимизации, Творения Механизм саморегуляции Долгосрочная саморегуляция - циклическое развитие Среднесрочная саморегуляция в виде смены институциональных фаз Текущая – в виде механизмов обратной связи (например, институт жалоб) Механизм творения Эволюция - это творческий процесс: происходят изобретения, рождаются новые идеи, идет экспериментирование. Процесс Творения идет по схеме Тойнби «Вызов (проблема, требующая нового подхода) – Ответ (изобретение, решение новыми способами). Механизм творения отвечает на вопрос: КТО это сделал? – ВСЕ (Народ, Элита, Лидеры), действующие в существующих обстоятельствах.
Точка СБОРКИ: механизм оптимизации Идея конкуренции как единственного двигателя прогресса устарела: конкурентный механизм - лишь часть глобального социетального механизма оптимизации. Рынок и раздаток не конкурируют друг с другом – у них разные свойства и способы решения проблем, а интегрируются в разных пропорциях и формах на основе принципа оптимизации в условиях ограничений по ресурсам для достижения целей выживания и развития. Механизм оптимизации – это механизм РОЖДЕНИЯ определенного типа экономики: институциональное ядро формирует свой тип и набор базовых институтов, исходя из параметров жизнеобеспечения 4-х реальных сред.
Категории новой парадигмы «Сначала было Слово» новая категория – это новая идея, в ней содержится новое парадигмальное видение; категория из предыдущих наработок науки – это элемент синтеза с обновленным смыслом из-за включения ее в новое системное теоретическое поле. сочетание традиционного и нового термина ( цивилизационная матрица, дуальные формации ) – это переинтерпретация старого багажа научного знания.
Парадигмальные различия категорий «распределение» и «раздаток» Распределительная системаРаздаточная система Искусственная, субъективнаяЕстественная, объективная Внеисторическая, сконструированная диктаторами Имеет длительную перманентную историческую протяженность Отсутствуют сигналы обратной связи и механизм саморегуляции Сигналы обратной связи (в форме жалоб) обеспечивают механизм саморегуляции Обслуживает только авторитарные (тоталитарные) режимы На определенном этапе развития, как и рыночная система, становится демократической Антипод рынка, антагонизм с рыночными институтами Сосуществует с рыночными институтами на принципах «доминантности- компенсаторности» Государственно-принудительный характер труда Служебная организация труда с базовой мотивацией служения
Матрица – это латентная система информационных кодов, соответствующих определенным свойствам и признакам реальности, комбинация которых формирует определенную программу ее развития: генная матрица – в биологии перинатальная матрица – в психологии институциональная матрица – в экономике матрица сознания – в культурологии
Структуры социальной реальности в новой картине мира
Глобальные закономерности развития человеческой цивилизации и универсальные этапы ее эволюции определяются глобальной цивилизационной матрицей. Каждое государство при этом имеет собственную локальную цивилизационную матрицу, которая преломляет общие закономерности для отдельных цивилизаций и определяет специфику прохождения всеобщих универсальных этапов развития. Локальная цивилизационная матрица формирует глубинные процессы эволюции, в то же время все разнообразие форм общественной жизни разворачивается в рамках государства и отражается в институциональной матрице.
Цивилизационный подход – вклад в новую картину мира Цивилизация – глобальная цивилизационная матрица Цивилизации – локальные цивилизационные матрицы Ф. Бродель – государство с наличием цивилизационной матрицы
Структурные блоки общей теории институциональных трансформаций
Глобальная цивилизационная матрица
Глобальная цивилизационная матрица (определение) Под глобальной цивилизационной матрицей понимается самораз- вивающаяся, саморегулируемая и самовоспроизводящаяся система выживания человечества. Глобальная цивилизационная матрица обеспечивает единство и целостность мира.
Глобальные сферы: биосфера, этносфера СФЕРА (словарь) – часть реальности, в пределах которой существует, действует, развивается, применяется что-нибудь. Биосфера – экологическая система земного шара, представляющий собой единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания Этносфера – это общность людей, объединенная языком, культурой и самосознанием, совместно проживающая в определенном территориальном ландшафте. Способность национальной общности к активному саморазвитию, своевременному и адекватному ответу на множественные вызовы внешней среды составляет человеческий потенциал.
Этнологический подход Гумилева – вклад в новую картину мира Этносфера Пассионарность и связь с ноосферой Биосфера Ноосферное учение Вернадского – вклад в новую картину мира Биосфера и ноосфера – в новой парадигме как совокупность уровней интеллектуального и духовного развития человека
Глобальные сферы: ноосфера
Интегральный подход – вклад в новую картину мира Холизм – целостностное видение Матрицы сознания – у каждого институционального цикла своя
Глобальные сферы: техносфера Техносфера - совокупность материальных продуктов (технология, техника, технологические системы производства, орудия, машины, механизмы, инструменты, труда), созданных трудом для защиты от факторов природной среды. Технологический уклад - совокупность сопряженных производств на базе исторически сформированных орудий труда, техники, профессионального мастерства и трудовой этики, в рамках которой осуществляется замкнутый цикл по добыче и переработке первичных ресурсов для выпуска конечных продуктов.
Принципы координации по институциональному архетипу Институциональный архетип ( от греческого арх – начало, типос – образец) состоит из единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. дуальность противоположностей в рамках единой целостности, принцип доминантность–компенсаторность: если одна из них доминирует, то вторая играет компенсаторную роль и наоборот; циклическое равновесие; стремление к балансировке и общей гармонизации
Парадигма двух путей развития – вклад в новую картину мира Свойства Запад \ Восток –свойства институционального архетипа
Рыночный архетип Государство, в экономике которого превалирует: частная собственность, отношения купли-продажи прибыль как стимул к развитию осуществляет эволюцию на базе рыночного архетипа.
Раздаточный архетип Государство, в экономике которого превалирует: общественно-служебная собственность, отношения сдач-раздач жалобы как сигнал обратной связи, это государство развивается на принципах раздаточного архетипа, не зависимо от исторической эпохи.
Ключевые элементы сфер
Локальная цивилизационная матрица
Реальные среды СРЕДА (словарь) – совокупность внешних условий, в которых совершается какой- либо процесс Природно-климатическая среда – часть биосферы, локализованная в территориальный границах определенного государства. Национально-демографическая среда – совокупность разных национальностей, объединенных единым языком, составляющие суперэтнос данной локальной цивилизации. Материально-технологическая среда – совокупность элементов техносферы определенного уровня развития, который достигла данная локальная цивилизация в конкретный исторический момент. Культурно-религиозная среда – религия и совокупность культурных черт, составляющих духовный каркас данной локальной цивилизации.
Базовые институты Базовые институты – исходные институциональные элементы, в которых закрепляются свойства институционального архетипа при проявлении их на поверхности локальной цивилизационной матрицы. Набор базовых институтов строго определен. Он является необходимым условием для адекватной реализации рыночного или раздаточного архетипа К числу базовых институтов относятся: институты обмена, институт собственности, институт обратных связей или сигнальный институт. Базовые институты никогда не существуют в чистом виде, они проявляются в конкретных формах определенной стороны институционального архетипа.
Структура институционального ядра
Формационный элемент Формационный элемент придает базовым институтам определенную форму на конкретном историческом этапе. это модель трудовых отношений: для рыночных ядер – это модели частного труда - труд на частное лицо или частную организацию; для раздаточных ядер – модели служебного труда - труд на общество (государство) в том или ином виде. Если при частном труде работник управляется менеджером частной компании или собственно ее владельцем по внутренним правилам этой организации, то в случае служебного труда управление осуществляется государственными органами по правилам единым для всего государственного хозяйства.
Государство
практическая реализация локальной цивилизационной матрицы в территориальном пространстве жизнедеятельности определенного человеческого сообщества, представляет собой общественную систему, регулируемую институциональной матрицей.
Государство: социальные подсистемы Государство как социальная система распадается на семь подсистем, имеющих внутреннюю системную задачу: подсистема принятия и реализации решений (Власть, Управление, Политика, Идеология); подсистема обороны и безопасности (Армия, Суд, Полиция, Тюрьма, Структуры госбезопасности); подсистема материального воспроизводства (Хозяйство, Отрасли, Технологии); рыночная или раздаточная экономика подсистема социального сотрудничества (Семья, Социальное обеспечение, Реципрокность); подсистема интеллектуального развития (Образование, Наука, Социализация); подсистема духовного поиска (Религия, Философия, Культура, Искусство); подсистема межгосударственных контактов (Внешняя политика, Внешняя торговля, Миграция).
Системный и структурно-функциональный подходы – вклад в новую картину мира Социальная система и подсистемы – государство как система с социальными подсистемами Социальные функции – внутренняя задача (миссия)
Институциональная матрица
Механизм саморазвития и самовоспроизводства матриц Окружающая реальность Институциональная конфигурация Парето-оптимизация
Окружающая реальность
Институциональная конфигурация
Институциональная природа рыночной и раздаточной экономик
Институциональный подход – вклад в новую картину мира Старый институционализм – институциональное ядро и базовые институты Новый институционализм – институциональные формы, обновленная институциональная матрица западноевропейской цивилизации (контракт, фирма, права собственности, оппортунизм) Институционально-эволюционная теория – зависимость от предшествующего развития, история как институциональное развитие Интегральный эволюционизм – синтез РЫНКА и перераспределения (РАЗДАТКА)
Программа цивилизационного развития
Оси развития
Дуальность трудовых моделей
Дуальные формации и трудовые модели
Формационный подход (марксизм) – вклад в новую картину мира Формации - форма базовых институтов Рабовладение – начальная формация Феодальная – срединная формация Капитализм – зрелая формация Коммунизм – интегральная формация
Прогрессорский (модернизационный) подход – вклад в новую картину мира Ось индустриального развития – технологическая основа институциональных циклов Доиндустриальное общество – 1 и 2 циклы Индустриальное общество – 3 цикл Постиндустриальное общество – новый гиперцикл
Типовые исторические сюжеты по институциональным фазам
Абревиатуры - формирование новых категорий
Сравнение демосударства и монасударства
Концепция государства «всеобщего благосостояния» – вклад в новую картину мира Государство всеобщего благосостояния – социальный рынок
Характеристика глобальных институциональных циклов цивилизационного развития
Экономико-социологическая парадигма реструктурирования рынка – вклад в новую картину мира (Блок, Флигстин) Переинтерпретация места и роли государства в обществе Определяющая роль государства на разных этапах исторического развития Новая исследовательская перспектива – формы сочетания рынка и государства, а точнее рынка и раздатка
Универсальный эволюционизм – вклад в новую картину мира Закон информационной емкости – как объяснительный Циклы развития систем – институциональные циклы на историческом материале
Методология – вклад в новую картину мира Ф.Бродель – концепция времени – системно-событийное время О. Шпенглер – метод сравнительной морфологии, для выявления типовых исторических сюжетов, стилей разных эпох.
Вызовы времени
Конец занятия