Урок обществознания в 10 классе: Групповая дифференциация и лидерство
План урока Положение личности в группе.Положение личности в группе. Что такое «лидерство»?Что такое «лидерство»? Лидерские роли, стили лидерства.Лидерские роли, стили лидерства.
Эпиграф урока: «Цель человечества лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно рождать великих людей – в этом, и ни в чем ином, состоит его задача»«Цель человечества лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно рождать великих людей – в этом, и ни в чем ином, состоит его задача» Ф Ницше Ф Ницше
Схема: Положение членов группы Лидер нейтральныеприближенныеизгои «Белые вороны» нонконформисты
1. Положение личности в группе Дифференциация – разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.Дифференциация – разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.
Социометрический метод Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения.Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения. Позволяет определить социальный статус каждого члена группы – его место в социальной иерархии внутригруппового общественного мнения.
В группе выявляются: Звезды Лидеры приятные предпочитаемые пренебрегаемые
Вопрос классу: Как вы думаете, какие критерии могли быть положены в основу социометрического опроса?Как вы думаете, какие критерии могли быть положены в основу социометрического опроса? Как вы думаете, какие факторы приводят к групповой дифференциации?Как вы думаете, какие факторы приводят к групповой дифференциации?
Критерии выбора: Эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга)Эмоциональные (симпатии и антипатии по поводу проведения досуга) Деловые (проверка деловых качеств)Деловые (проверка деловых качеств) Личностные (качества товарища)Личностные (качества товарища)
Факторы, влияющие на дифференциацию в группе Вид группы (формальная и неформальная)Вид группы (формальная и неформальная) Степень сплоченностиСтепень сплоченности Личностный составЛичностный состав Система ценностей и установокСистема ценностей и установок полезные дела полезные дела
2. Что такое «лидерство»? Лидер (от англ. leader ведущий.Лидер (от англ. leader ведущий. Это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилияЭто система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия
Вопрос классу: В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель. В чем вы видите сходство, а в чем различия?В русском языке различают два понятия: лидер и руководитель. В чем вы видите сходство, а в чем различия?
Лидерство и руководство СходстваСходства 1) подчинение коллектива 2) психологическая деятельность Различия 1)Лидер выдвигается стихийно, а руководитель назначается 2)Лидер действует самостоятельно, а руководитель целенаправленно, под контролем определенных структур 3)Лидер руководит малой группой, руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе 4)Лидер опирается прежде всего на авторитет, руководитель – на «силу» и принуждение
3. Лидерские роли Классификация лидерских ролей Задание группе 1 Прочитайте §36 п.3 и документ к параграфу, и опишите лидерские роли, согласно различным моделям классификации.Прочитайте §36 п.3 и документ к параграфу, и опишите лидерские роли, согласно различным моделям классификации. Задание группе 2 Прочитайте §36 п.4, опишите и проанализируйте стили лидерства
3. Лидерские роли, стили лидерства Модель 1 (50-е годы XX века) Лидерские роли Роль инструментального лидера Экспрессивный лидер
Модель 2 (психолог Л.И.Уманский) Лидерские роли Основной критерий: многообразие функций лидера Лидер – инициатор Лидер – умелец Лидер – эрудит Лидер-организатор Лидер-дезорганизатор Лидерские роли связаны с процессами лидерства
Лидерские роли Формальное лидерство Неформальное лидерство Оптимальный вариант – сочетание формального и неформального лидера
Стили лидерства Стиль лидерства – совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы.
Авторитарный лидер Устанавливает жесткую дисциплинуУстанавливает жесткую дисциплину Четко распределяет обязанностиЧетко распределяет обязанности Не прислушивается к мнению группыНе прислушивается к мнению группы Не устраивает дискуссийНе устраивает дискуссий Навязывает свое мнениеНавязывает свое мнение
Демократический лидер Советуется с коллегами Поощряет их инициативу Прислушивается к их аргументам Ориентируется на мнение группы Проводит обсуждение задач Часть полномочий делегирует другим членам группы
Харизматический лидер Харизма это особое свойство, благодаря которому человека оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на других. Понятие «харизма» ведет свое начало из древнегреческой мифологии означает притягивать к себе внимание. А хариты это древнегреческие богини красоты, грации и изящества.
Среди известных истории харизматических личностей Иисус Христос, Будда и пророк Мухаммад.Среди известных истории харизматических личностей Иисус Христос, Будда и пророк Мухаммад.Иисус ХристосБуддаМухаммадИисус ХристосБуддаМухаммад К харизматам относятся создатели направлений внутри мировых религий Лютер и Кальвин.ЛютерКальвин С другой стороны, это великие государственные и военные деятели, такие, как Чингисхан или Наполеон.ЧингисханНаполеон В XX веке среди таких деятелей: Гитлер и Муссолини, Рузвельт и Черчилль, Ленин, Сталин и Тро цкий, а также Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. итлерМуссолиниРузвельт ЧерчилльЛенинСталинТро цкийМахатма ГандиМартин Лютер Кинг
Анархический лидер Руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите»Руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите» Не предъявляет требованийНе предъявляет требований Не настаиваетНе настаивает Принимает все предложения членов группыПринимает все предложения членов группы Избегает столкновений, конфликтовИзбегает столкновений, конфликтов
Вопросы: Какой стиль лидерства вам представляется наиболее эффективным? Почему?Какой стиль лидерства вам представляется наиболее эффективным? Почему? При каком стиле лидерства чаще всего возникают конфликты?При каком стиле лидерства чаще всего возникают конфликты? При каком стиле лидерства больше всего порядка?При каком стиле лидерства больше всего порядка?
Домашнее задание: § 36 учебника Л.Н.Боголюбова, практикум§ 36 учебника Л.Н.Боголюбова, практикум
Литература: Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10 класс. – М.: Просвещение, 2010.Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10 класс. – М.: Просвещение, Сорокина Е.Н.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, – 512 с. (В помощь школьному учителю)