Понимание текста как предмет педагогической диагностики В. Н. Александров, учитель литературы Рощинской средней школы Сосновского района Челябинской области
В.И. Лейбсон 1) констатирующий 2) анализирующий 3) личностный (= синтетический ).
Г. И. Богин 1) Семантизирующее 2) Когнитивное 3) Распредмечивающее
1. Коммуникативный замысел 1) Сообщить (объяснить); 2) Убедить (опровергнуть); 3) Сформировать то или иное отношение к предмету изображения; 4) Побудить к какому-либо действию
Текст 1. Что такое глобус? 1) Глобус – это подобие земного шара, по которому можно получить представление о форме нашей планеты. 2) Глобус всегда ориентирован таким образом, что Северный полюс находится вверху, а Южный полюс – внизу. 3) Ось вращения глобуса наклонена так же, как ось вращения Земли.
Текст 2. Кто такой гений? 1) Гений – завершающий штрих, шпиль на здании культуры народа или целой цивилизации. 2) Естественно, что шпиль не может повисать в воздухе, он опирается на здание, а здание покоится на прочном, в плане культуры, многовековом фундаменте, основании.
Примеры заданий 1. Какова цель автора в этом тексте? 2. Какая мысль раскрывается в этом тексте? 3. Какую мысль доказывает автор текста с помощью примеров в предложениях 8 – 12?
II. Выделение главного 1) объем исходного текста 2) соотношение фактуальной и концептуальной информации
Образцы заданий 1.Какая общая особенность, по мнению автора текста, свойственна русским писателям А. Пушкину, А. Чехову, А. Толстому? 2.Какое высказывание искажает содержание этого текста?
III. Способ развертывания 1. Рельеф. Поверхность нашей планеты неровная: одни ее участки находятся выше, другие – ниже; встречаются высокие горы, глубокие впадины, обширные равнины. Неровности земной поверхности называются рельефом.
Образцы заданий 1.В каком предложении содержится доказательство того, что…. 2.В каком предложении можно найти примеры, показывающие …
IV. Фоновые знания 1)анализ контекстуального значения В каком значении употребляет слово рельеф автор этого письма? «Скажите, пожалуйста, как добиться рельефа без увеличения объема мышечной массы. Хотелось бы иметь рельефное тело, но так, чтобы при этом не увеличился вес»
2) определение слова с опорой на контекст В предложении 1 употребляется слово «псевдоним». Оно включает в себя элемент «псевдо-», который есть в таких словах, как «псевдонаука», «псевдогерой». Объясните, что обозначает этот элемент «псевдо-»?
3) Обозначение явлений посредством ценностных понятий. Анализируя информацию, которая содержится в предложениях 5 – 7, укажите нравственные качества, которые проявил писатель.
V. Содержание речевой задачи 1. Речевые задания, которые предполагают воспроизведение исходного текста. 2. Речевые задачи, которые предполагают использование исходного текста для решения определенной коммуникативной задачи. 3. Речевые задачи, которые предполагают обоснование ценностно значимый выбора, обусловленного осмыслением исходного текста.