Лирика – (от греч. lyrikos – произносимый под звуки лиры) – один из трёх родов художественной литературы. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются определенные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика отражает отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» автора. Речевая форма лирики – внутренний монолог, преимущественно стихотворный.
Лирический герой – герой лирического произведения, переживание, мысли и чувства которого оно отражает. Образ лирического героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом. На основе образа лирического героя создается целостное представление о творчестве поэта. Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. Через эти переживания изображается жизнь, её закономерности, т.е. не через события, как в эпическом тексте, а через восприятие этих событий автором.
В лирическом тексте может не быть сюжета в эпическом смысле этого слова, а если и изображается какое-либо событие, то лишь для того, чтобы показать отношение автора, к изображаемому, чувства, возникающие у него при восприятии события. Развитие, движение этого чувства, его переливы, видоизменение, - это и есть лирический сюжет.
Изучение лирики - очень сложный и тонкий процесс, здесь как нигде должна быть свобода для импровизации, творчества, личностной интерпретации текстов. Восприятие лирического текста субъективно и зависит от множества факторов, в том числе и от настроения, поэтому так важна особая «этико- эстетическая атмосфера» урока.
Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода: адекватное читательское воссоздание картин, нарисованных автором текста; организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою; формирование представлений о способах создания и развития образа-переживания в лирике; выразительное чтение как способ проверки личного восприятия.
Методические приёмы: медленное, филологическое чтение с остановками перед «непонятными» словами; выразительное чтение (учителем и учениками); рисунок как способ проявить зрительный образ, формирующийся в сознании читателя; системно-образная схема, как основа анализа текста; система вопросов и ответов.
Особенности родаМетодика изучения, технологические приёмы Картина – изображение жизни Рисунок как способ выражения внутреннего читательского видения, его адекватность ав- торскому образу. Составление «картинного» плана, ассоциативных рядов, системы образов. Чувство, настро- ение – «…Главное не сама картина, а чувство, которое она вызывает» Определение лирических сюжета, борьбы мотивов, развития чувства. Составление «партитуры чувств». Выразительное чтение. Слово – носитель эмоционально- образной информации. Работа с «ключевыми», рисующими образ словами. Медленное чтение. Стиль – совокупность способов изображения. Сопоставительный анализ как способ выявления стиля автора. Воссоздание целого по структурным единицам.
Примерный анализ стихотворения Ивана Саввича Никитина «Встреча зимы». 1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой. 2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте. На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман.) Как сказано в стихотворении о тумане? (Туман облаками вставал.) Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холод-ный. В какой строчке об этом читаем? (Веял холод в лицо.) Что еще описал поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса.) Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми облаками.) Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.
3. А что сказано о лесе? (Плакал сумрачный лес.) Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посочувствовать такому лесу. А каким словом описал автор состояние леса? (Плакал.) О ком так можно сказать? (О живом существе.) Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором все это почувствовали и мы, его читатели.
4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги. С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой этоснег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег? (Снежок.) Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно- ласкательным значением - снежок.
5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте. Изменилось ли настроение у природы? Назовите, что конкретно описано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.) В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист.) Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? (Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем.) Что представляется, когда читаешь слова снег лежит полотном? (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно.) Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день блестит снег? Почему разноцветным огнем? Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. (Смотрит весело, словно рад.) О ком так обычно говорят? (О человеке.) Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему? Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? (Смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез.)
Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, которые на фоне белого снега издали ка- жутся черными, будто кудри у леса-великана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слез. Что же это за слезы? Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам.) А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мо- роз - замерзла река.) Что же произошло с каплями дож- дя? (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержал и не дал упасть на землю.) А почему автор назвал эти за- мерзшие дождинки слезами! (Автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.) Как же выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы, горят.) Почему автор сравнил их с алмазами? (Алмаз – проз - рачный драгоценный камень, блеском и твердостью пре- восходящий все другие минералы.
Структурная схема. М.Ю. Лермонтов «Утёс». -золотая - великан -Умчалась - морщина -весело играя - старый - одиноко стоит - тихонько плачет - в пустыне ТУЧКА УТЁС
М.Ю. Лермонтов «Парус». ПАРУС ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ МОРЕ СПОКОЙНОЕ МОРЕ БУШУЮЩЕЕ Что ищет он…? Что кинул…? – Увы! Он счастия не ищет - играют волны - ветер свищет – мачта гнётся и скрипит
Картинный план Партитура чувств 1.«Мороз и солнце…» 2.Вечор… вьюга злилась…» 3.«А нынче… погляди в окно…» 4.В комнате 5.«…поля пустые, леса недавно столь пустые…» 1.радость, бодрое настроение 2.Тоска, грусть, печаль 3.Радость, восторг 4.умиротворение, тихая радость 5. Легкая, светлая печаль
А.С. Пушкин. Няне. Вопросы для анализа. 1.Почему стихотворение посвящено не матери, а няне? 2. Как выражает автор своё чувство к няне? 3.Не удивительно ли, что так пишет барин о своей крепостной? Почему? 4. В чём он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете? 5. Как можно понять выражение «горюешь, будто на часах»? 6. Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении? 7. Какое чувство мучает поэта? 8. Почему поэт обрывает себя, не заканчивает стихотворение?
С. Есенин. «Поёт зима – аукает» 1.Найдите слова, рисующие образ зимы в первых двух строчках стихотворения. Эти слова взяты из жизни природы или людей? Найдите ещё подобные слова в тексте. Что можно сказать об отношении автора к природе? 2. Вначале С. Есенин назвал стихотворение «Воробышки». Сохранился ли этот образ? Он остался главным, центральным, самым важным для автора или нет? 3. Какими нарисованы птицы, в каких словах автор передаёт нам своё отношение к ним? Почему он к ним так относится? Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателя? 4. Образы зимы и весны придуманы автором или они традиционны? 5. Какие слова и выражения поэта вам особенно понравились, Почему?
Медленное чтение с остановками на «непонятных» словах С. Есенин Черёмуха. Черёмуха душистая С весною расцвела (1) И ветки золотистые, Что кудри, завила. (2) Кругом роса медвяная (3) Сползает по коре, (4) Под нею зелень пряная (5) Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. (6) Черёмуха душистая, (7) Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. (8) Ручей волной гремучею (9) Все ветки обдает И вкрадчиво, под кручею Ей песенки поёт.
Вопросы и задания: (1). Почему о дереве говорится как о цветке? Почему «с весною», а не «весною»? (2). Почему такое сравнение? (3). Роса прозрачная. Почему у поэта она цвета мёда? (4). Автор говорит, что «роса сползает по коре». А если бы поэт сказал «стекает», была бы другая картина? (5). Что означает слово «пряная»? Почему оно применимо к черёмухе? (Запомним цвет этой картины серебряный!) (6). Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет? (7). Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как в начале? Почему? (8). Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине. А теперь? Почему? (9). А ручей такой же? (Хотя какой же он ручей, если у него волна, да ещё гремучая?) Каким он стал? Почему?