Материалы к открытому родительскому собранию учебный год Мерзликина Т.П.
Антропологи рассматривали подростковый возраст как период, когда ребенок находится в пути к его месту в обществе, когда происходит его проникновение в общественную жизнь взрослых.
1) В начале подросткового периода дети не похожи на взрослых 2) Процессы становления нового 3) Процесс становления взрослости не лежит на поверхности 4) Проявление «взрослости» разнообразно 5) Появление нового и непохожего говорит о том, что ребенок начал уходить от детства
Чувство взрослости – стремление быть и считаться взрослым Подросток отвергает свою принадлежность к детям Чувство взрослости может рождаться в условиях, когда в отношениях со взрослыми подросток объективно не занимает положения ребенка, участвует в труде, имеет серьезные обязанности
Отношения со взрослыми У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых Разные формы протеста и неподчинения подростка - средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых
Причины по которым взрослым трудно относиться к подросткам, как ко взрослым 1) неизменность общественного положения подростка: он был и остается "учеником", "школьником" 2) его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателей 3) привычка взрослого направлять и контролировать ребенка, которую ломать трудно (даже при сознании необходимости) 4) сохранение у подростка, особенно вначале, детских черт в облике и поведении, отсутствие у него умения действовать самостоятельно
Системы общения Со взрослыми С товарищами
В первой (со взрослыми) он занимает неравноправное положение, которое зафиксировано в "морали послушания" для детей Во второй (с товарищами-сверстниками) он находится в положении принципиального равенства, которое, с одной стороны, тождественно положению взрослых и будущему положению ребенка в их мире, а с другой стороны, оно является источником элементов сотрудничества детей в разных видах деятельности
Привлекательными для подростка могут стать внешние проявления взрослости Это - курение, игра в карты, употребление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т.п.
Очень опасно, когда основой общения старших подростков (VII-VIII классы) становится подражание (особому стилю "веселой, легкой" жизни, который юристы называют «низкой культуры и досуга» (выпивки, игра в карты, посещение танцплощадок, бесцельное хождение по улицам и т.п.).
Развитие взрослости в учебно-познавательной деятельности Становление планов на будущее Становление планов на будущее Что-то знать и уметь по настоящему Что-то знать и уметь по настоящему Возникновение самостоятельной учебной деятельности, выходящей за рамки школьной программы Возникновение самостоятельной учебной деятельности, выходящей за рамки школьной программы Поиск интересующих журналов, книг, инструментов Поиск интересующих журналов, книг, инструментов Кружки, секции Кружки, секции Посещение библиотек, музеев, выставок Посещение библиотек, музеев, выставок Обращаются к справочникам, книгам, что бы самостоятельно найти причину неудачи Обращаются к справочникам, книгам, что бы самостоятельно найти причину неудачи
В целом самостоятельная деятельность приобретает характер самообразования в совершенно определенном направлении и с четкой целью - овладеть содержанием, которое необходимо для собственной же деятельности в будущем
Школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок - это 45 минут не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний
Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему.