Ярославский филиал МИИТ Ярославский филиал МИИТ Современные образовательные технологии Технология РКМЧП Методист: Ползикова Валентина Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кривенцова Светлана Георгиевна МОУ СОШ 3 г.Балашов Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Advertisements

Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
ГОУСОШ 119 Калининского района Учитель начальных классов: Кривоногова Анастасия Валентиновна.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Технология РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Картотека приёмов технологии развития критического мышления педагогический опыт учителей начальных классов МОУ «Сланцевская СОШ 3» (Андреевой Л.Э, Рыбаковой.
Адаптированные приёмы и методы технологии РКМЧП на уроках русского языка в 3 классе Подготовила: Белобородова Светлана Новомировна, учитель начальных классов.
Мастер-класс по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом». Ямалиева Далиля Шамиловна, учитель русского.
МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа» Стаж педагогической работы 16 лет Усок Елена Викторовна Учитель начальных классов.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ.
Транксрипт:

Ярославский филиал МИИТ Ярославский филиал МИИТ Современные образовательные технологии Технология РКМЧП Методист: Ползикова Валентина Анатольевна

Компетентостно-ориентированные технологии Метод проектов Метод проектов РКМЧП РКМЧП Портфолио Портфолио Дебаты Дебаты

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» РКМЧП РКМЧП

Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу, умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения студентов в образовательный процесс Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения студентов в образовательный процесс

С помощью РКМЧП студенты приобретают умения: Выделять главное Делать сравнение Ставить нужные вопросы Делать выводы и обобщения Выявлять причинно- следственные связи и т.д.

Базовая учебная модель РКМЧП: Вызов Вызов Осмысление Осмысление Рефлексия Рефлексия

ВЫЗОВ Задачи этапа: - пробудить интерес к теме; - активизировать обучаемого; - формировать мотивацию на учебную деятельность

ОСМЫСЛЕНИЕ – получение и осмысление новой информации, ее соотнесение с собственными знаниями ( новая информация не дается в готовом виде) Студенты постоянно сравнивают, оценивают, находят взаимосвязи и взаимозависимости.

РАЗМЫШЛЕНИЕ – целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Приемы РКМЧП: Кластер – смысловая гроздь предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди.

Кластеры Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, развивают системность мышления.

Прием "Fishbone" Фишбон" дословно переводится как "рыбная кость". Эта стратегия позволяет учащимся "разбить" общую проблемную тему на ряд причин и аргументов

Суть метода - через графический систематизатор в наглядной форме выявить и обсудить проблему. В «голове рыбы» формулируется проблема. «Косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за», по другую – «против». В «хвосте рыбы» необходимо сделать вывод.

В технологии РКМЧП используется много таблиц разного назначения МАРКИРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА Что известно Новое, но я с этим согласен Новое, но я с этим не согласен Непонятно

Таблица ЗХУ ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ

ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК Цитаты, мысли из текста Мысли по поводу этого, отношение, рефлексия

Двойной дневник Что привлекло мое внимание в тексте? Мои Мои комментарии комментарии

ИТОГОВАЯ КАРТА Самая важная мысль текста (темы) Постановка (толстого) вопроса по теме Краткий комментарий по теме

Сводная таблица ОстапЛиния сравнения Андрий Происхождение Воспитание Отношение к военной службе За какие черты характера их уважали казаки Как внешность характеризует героя Отношение к учебе Какие черты характера отличали братьев Отношение к Родине

Таблица-синтез" КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ) ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ до прочтения/ 1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1…………….. 2……………..

Инсерт «V» - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «--» - противоречит тому, что знаю; не согласен «?» - хочу узнать подробнее

Маркировочная таблица v + - ? !

Что такое имя существительное? Какие вы знаете части речи? Как изменяется имя существительное? Что такое имя прилагательное? Как изменяется имя прилагательное? Что такое глагол? Чем глагол отличается от существительного? Что нового Вы узнали на уроке? ………??????

Прием Обратная связь

Синквейн строка - 1 существительное (тема) строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему) строка - 3 глагола (описывающие действия по теме) строка - предложение (отношение к теме, фраза из 4-5 слов) - 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)

Синквейн: Властелин, Непонятный и растоптанный, Мечется, терзается, пугает. Красота и любовь спасут мир. Надежда. Раскольников, Мятежный, страдающий, Любит, грешит, мучается. Никто не имеет права убивать. Воскрешение

Прием шести шляп мышления Белая – кратко пересказать материал Черная – отрицание Желтая – положительное Зеленая – творческая Красная - эмоции Фиолетовая – философская (размышления)

Другие приемы технологии РКМЧП Корзина идей Корзина идей Толстые и тонкие вопросы Толстые и тонкие вопросы Пересказ наперебой Пересказ наперебой РАФТ РАФТ Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема) Р(оль)- А(удитория)- Ф(орма)- Т(ема) Студент выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.

34

- Дерево предсказаний - Перепутанная цепочка - Попс формула: П - позиция (я считаю,что …) О - объяснение( мое мнение подтверждается тем, что …) П -пример (ссылки, цитаты, примеры) -С-следствие( таким образом…)

Дерево предсказаний Пирамидная история Чтение со стопом Колесо проблем Корзина идей

Прием «Я уже знаю»

Приём "Пирамидная история" имеет структуру, где номер строки обозначает количество слов, вписываемых в "Пирамиду": 1) имя героя (темы) 1) имя героя (темы) 2) характеристика или описание 2) характеристика или описание 3) место действия (использования) 3) место действия (использования) 4) проблема 4) проблема 5) описание развития ситуации 5) описание развития ситуации 6) что предпринимается для решения проблемы 6) что предпринимается для решения проблемы 8) решение проблемы или предположение того, что будет дальше. 8) решение проблемы или предположение того, что будет дальше.

Прием Корзина идей, понятий» Студент вспоминает и записывает все, что знает по той или иной проблеме Студент вспоминает и записывает все, что знает по той или иной проблеме Обмен информацией в парах или группах Обмен информацией в парах или группах От группы одно сведение или факт, без повторений (составляется список идей) От группы одно сведение или факт, без повторений (составляется список идей) Все сведения кратко в виде тезисов записываются в корзинке идей Все сведения кратко в виде тезисов записываются в корзинке идей

Прием «Толстые и тонкие вопросы» вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы) вопросы, на которые ответить столь определенно не возможно («толстые» вопросы) «толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие «толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы

кто...что...когда...может...будет... мог ли... как звали... дайте объяснение, почему... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если…

Прием «Колесо проблем». Суть его заключается в том, что студенты выявляют проблемы, а затем ранжируют их по степени значимости

Дерево предсказаний" ствол дерева – тема, проблема ствол дерева – тема, проблема ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. " "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. "

Дерево предсказаний

Ученик, осваивающий опыт Педагог, демонстрирующий способы возделывания Образование, дающее влагу и обеспечивающее тем самым рост дерева Плоды – новые открытия, результат исследования Семья, дающая тепло и любовь, обеспечивающая тем самым рост дерева Листья – учебные предметы Ветви – составные культуры: образование, цивилизация, гражданственность Ствол - традиции Корни дерева - культура Почва – социум, опыт человечества

Верные/ неверные утверждения Тема: Лампы накаливания До чтения После чтения Первые лампы появились в Х VII веке Лампа накаливания была изобретена в России Лампа накаливания была изобретена в России Срок службы ламп составлял минут Телом накаливания был угольный стержень Вольфрам предложил использовать Т.Эдисон