Фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы
При фронтальном обучении педагог:
управляет учебно- познавательной деятельностью всего объединения, работающего над единой задачей
организует сотрудничество воспитанников и определяет единый для всех темп работы
держит в поле зрения весь коллектив и при этом не упускает из виду работу каждого
Результативность работы повышается, если педагогу удаётся:
создать атмосферу творческой коллективной работы
поддерживать внимание и активность воспитанников
Недостатки данной формы работы: Недостатки данной формы работы:
Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.
При групповых формах обучения педагог управляет учебно- познавательной деятельностью групп воспитанников коллектива
Виды групп: 1. Звеньевые 2. Бригадные 3. Кооперированно-групповые 4. Дифференцированно-групповые
Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп воспитанников.
При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп обучающихся.
Кооперировано - групповая форма предполагает деление объединения на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объёмного задания.
Дифференцированно - групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют воспитанников с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.
К групповым формам относят также парную работу обучающихся.
Деятельностью учебных групп педагог руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения воспитанников.
Индивидуальное обучение воспитанников не предполагает их непосредственного контакта с другими обучающимися.
Однако если воспитанник выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной.
Коллективная работа, возникает только на базе дифференцированно-групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки: коллектив осознает общую ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку; организация выполнения задания осуществляется самим коллективом и отдельными группами под руководством педагога; действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого воспитанника и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; есть взаимный контроль и ответственность каждого перед коллективом и группой.