Ученицы 11«а» класса Лариной Анны. Аксинья С детства несчастна Аксинья, рано познавшая всю горечь рабского положения женщины в дореволюционное время.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткая характеристика героев романа «Тихий Дон».
Advertisements

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Женские образы в романе «Тихий Дон». Роман-эпопея М. Шолохова "Тихий Дон" рассказывает нам о сложном, переломном времени в истории России,
Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой… М.Шолохов Михаил Шолохов стал свидетелем трагических событий гражданской междоусобицы,
Тема гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон» «Мутным стал ты, батюшка тихий Дон…»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Женские образы в романе «Тихий Дон». Анна Погудко.
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Хочу тебя поздравить, мама, Всегда ты будешь самой-самой, Тебя люблю и уважаю, И лишь одно я точно знаю – Что только мама не предаст, И руку помощи подаст.
Притча «Как Бог сотворил Женщину». Притча «Как Бог сотворил Женщину». Когда Бог создавал женщину, он заработался допоздна на шестой день. Когда Бог создавал.
Когда появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: -Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит.
Поздравляем Вас с Днём Матери!. Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках!
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и.
ГРУППА «ПЧЁЛКИ». Мамин день - праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям,
Работа ученицы 6 класса «Б» Распаевой Карины. Учитель: Малахова Елена Васильевна МОУ Красноярская школа 1.
Ученица 8 «А» класса Матвиенко Татьяна 2012г.. « Без солнца не цветут цветы, Без любви нет счастья, Без любви нет счастья, Без женщины нет любви, Без.
Каким показано казачество в романе М.Шолохова «Тихий Дон»? М.А. Шолохов.
презентация ко Дню Матери
Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Учитель русского языка и литературы МОУ «Высокоключевая СОШ» Володченко Л. П.
Имя твоё несу через жизнь как святыню. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся.
Транксрипт:

Ученицы 11«а» класса Лариной Анны

Аксинья С детства несчастна Аксинья, рано познавшая всю горечь рабского положения женщины в дореволюционное время. Жизнь с нелюбимым Степаном Астаховым была продолжением этой безрадостной доли. Выданная на поругание и побои, унижения и каторжный труд, она не хотела повиноваться самодурству мужа. При первой встрече с Григорием у Дона, а затем во время рыбной ловли Аксинья отстраняет его ласки, страшится того упорства, с которым он заигрывает с ней. Но вскоре «с ужасом увидела она, что ее тянет к черному ласковому парню». Аксинью «пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство…». Не в силах сдержать своего чувства, Аксинья сама приходит к Григорию. С тех пор переродилась она. Любовь выпрямила Аксинью, она ходила, «людей не совестясь и не таясь», «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

Решительность и большая сила воли сочетаются у Аксиньи с тонкостью и цельностью ее чувств, с человеческой чуткостью и добротой. Она с нежностью заботится о своей маленькой дочери и глубоко переживает ее смерть, лаской и материнской заботой подкупает Мишатку, а после гибели Натальи по-настоящему заменяет мать детям Григория. Безмерная сердечность и теплота сказываются в ее речи, полной уменьшительно-ласкательньх слов («Мишатка», «детишки», «колосочек мой», «дружечка моя»). Резко меняется речь Аксиньи, когда она отстаивает Григория, борется за него, в порыве гнева не скупится на грубые слова, выражающие ее настойчивость и непреклонность. Аксинья «испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизим бархатистым налетом…». С мягким лиризмом говорит Шолохов о переживаниях начинающей стареть Аксиньи. Он сравнивает ее с одиноким, увядающим ландышем. «Ненасытно вдыхала запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья. Исполненный чудесного и многоголосого звучания лес ожил могущественной первородной жизнью…

Сквозь слезы рассматривает Аксинья умирающий, но вдруг вспыхнувший под солнцем прекрасный цветок. Она вдыхает грустный запах ландыша, видит, что и самого цветка коснулся смертный тлен, и это напоминает ей собственную молодость, всю ее долгую и бедную радостями жизнь. В слезах, схоронив в ладонях заплаканное лицо, уснула Аксинья. И писатель размышляет о ее судьбе, о жизни много испытавшей, начинающей отцветать женщины: «Что ж, стара, видно, стала Аксинья… Станет ли женщина смолоду плакать оттого, что за сердце схватит случайное воспоминание?».

Заметные перемены подмечает писатель и во внешнем облике Аксиньи. Перед новой встречей с Григорием она «долго взволнованно рассматривала свое постаревшее, но все еще прекрасное лицо». В нем была все та же «манящая красота, но осень жизни уже кинула блеклые краски на щеки, пожелтила веки, впряла в черные волосы редкие паутинки седины, притушила глаза. Из них уже глядела скорбная усталость». Аксинья по-своему искала пути к лучшей жизни. Она была далека от участия в развернувшихся революционных событиях, но ее судьба зависела от их исхода. Жадно тянулась к свободе эта сильная характером и великая в своих чувствах русская женщина. Ради свободы она готова была в любое время пожертвовать покоем, хозяйством, уйти из родных мест «хучь на край света». Но Аксинья ослеплена своей любовью, в этом ее ограниченность, порожденная теми условиями, в которых она выросла. Аксинья не только живет вне общественных интересов, но и не знает иных путей борьбы за свое счастье, за человеческое отношение к женщине, кроме искренности и последовательности в любви к Григорию, самозабвенной преданности ему, веры в него. Для нее «ничего не существовало, кроме Григория», «мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее». Не интересуясь, за что борется Григорий, Аксинья слепо идет за ним, думает только о нем, любит только его: «И о чем бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория. Так ходит по кругу в чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо…».

С нарастанием напряжения в народной борьбе Аксинья, все больше проникалась тревогой за судьбу человека, с которым связала жизнь, свои надежды на счастье. Все невзгоды она разделяет с Григорием. В поисках «своей доли» Аксинья безрассудно идет с ним в неизвестность, которая манила ее «призрачным счастьем». Она честно признается, что тоска о нем «скрутила» ее: «Видишь, какая я… свистнул, как собачонке, и побежала за тобой». И сама не сознавая, куда и зачем она ведет, что ожидает ее впереди, Аксинья признается, что готова идти с Григорием хоть на смерть. Много слез пролила Аксинья бессонными ночами, но теперь Григорий «снова был с нею», и потому с губ «все время не сходила тихая улыбка», «радостно светились глаза», «сегодня весь мир казался ей ликующим и светлым, словно после благодатного, летнего ливня». Аксинья и на этот раз верит, что найдет «свою долю» с любимым ер «несчастным человеком» и с этой верой трагически гибнет в пути.

Григорий Мелехов Григорий Мелехов – донской казак, житель станицы Татарская. В начале романа Григорий показан в мирной крестьянской жизни: «Ноги его уверенно топтали землю». Молодой Григорий полон силы и жажды жизни. Он заводит роман с замужней Аксиньей, но родители женят его на нелюбимой Наталье Коршуновой. Вскоре Григорий бросает жену и уходит с Аксиньей работать в имение генерала Листницкого. В 1913 году героя призывают в армию, а в 1914 начинается первая мировая война. Григорий проходит ее до конца с перерывом на ранение. Война и армия сталкивают героя со смертью, грязью человеческой жизни. В госпитале он встречается с большевиком Гаранжой, который усиливает его разочарование в войне. Но в 1917 году Г. попадает под влияние сотника Изварина, борющегося за независимое казачество. Герой находится в сильной растерянности: он не знает, на чью сторону ему перейти.

Война и армия сталкивают героя со смертью, грязью человеческой жизни. В госпитале Г. встречается с большевиком Гаранжой, который усиливает его разочарование в войне. Но в 1917 году Г. попадает под влияние сотника Изварина, борющегося за независимое казачество. Герой находится в сильной растерянности: он не знает, на чью сторону ему перейти. Решающей становится встреча с «красным» казаком Подтелковым. Г. начинает воевать против белых. В бою под станицей Глубокой Подтелков, обещавший пленным жизнь, жестоко расправляется с ними. Г. потрясен: это не вписывается в его представления о справедливости и военной чести. Он уходит из отряда, решая больше не воевать. Но в 1918 году героя мобилизуют в белую армию.

Он становится свидетелем расправы над безоружным Подтелковым и его людьми. Это психически надломило Григорий – он дезертирует из армии и возвращается домой. Там, в январе 1919, его чуть не убивают красные. Григорий бежит и принимает участие в казачьем восстании против советской власти в качестве командира. Вскоре казаки присоединяются к белым и воюют против революционеров. Григорий чувствует себя участником братоубийственной войны. Белые войска разбивают. Григорий, не захотев эмигрировать, в 1920 году переходит на сторону красных. После окончания войны его хотят арестовать как бывшего «белого». Герой бежит в банду Фомина, но не может быть бандитом. Тогда он некоторое время живет в лесу дезертиром, но не выдерживает и в финале романа возвращается домой, к маленькому сыну и родной земле.

Наталья Наталья – дочь Мирона Григорьевича Коршунова, жена Григория Мелехова. Наталья - «дюже красивая» девушка. У нее смелые серые глаза, смущенная и сдержанная улыбка, открытый взгляд. Наталья очень трудолюбива: у нее «большие, раздавленные работой» руки. Даже став матерью двоих детей, героиня сохранит ладную, степенную фигуру и «широкую рабочую спину». Родители поженили Григория и Н. Мелеховы сразу приняли невестку в свою семью. Н. покорила Ильиничну и Пантелея Прокофьича своими душевными качествами, трудолюбием.

Героиня всю жизнь любила одного человека – своего мужа. Стеснительность и целомудрие не позволили ей до свадьбы даже поцеловаться с Григорием. В первые месяцы после свадьбы любовь Н. была холодна и медлительна, ее чувства были глубоко скрыты. Только рождение детей позволило героине раскрыться. Н. стала увереннее, «расцвела и похорошела диковинно», ее лицо «радостно зарумянилось». Н. научилась согревать своей любовью. Всю себя Н. посвятила детям и мужу. «Всю жизнь вбивала в детей», - пишет о ней Шолохов. Чувство огромной любви к мужу Н. пронесла через всю жизнь. Несмотря на нелюбовь Григория, на его отношения с Аксиньей, при встрече с мужем Н. неизменно испытывала «взволнованную радость». Хотя Григорий принес жене много горя. Из-за его нелюбви она пыталась покончить с собой, и осталась калекой. Из-за его нелюбви Н. и умерла. Героиня не захотела родить ребенка от мужчины, который ее не любит. В отчаянии она решилась на аборт и умерла от потери крови.

Дарья Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшего брата Григория. Ленивая и циничная женщина, она, в то же время, очень обаятельна. Д. все время достается от Ильиничны за лень и неряшество. Но героиня никогда не унывает, пропуская все замечания мимо ушей. Кроме всего прочего, Д. распутна. В отсутствие мужа она не брезгует изменять Петру. Гражданская война повлияла на судьбу и этой женщины. Она потеряла мужа, которого убил их сосед, большевик Мишка Кошевой. Да и самой Д. пришлось стать убийцей. Героиня хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова, а после, осознав содеянное, напивается и валяется в полном беспамятстве. Несмотря на все отрицательные качества, Д. не лишена нравственности. Заразившись сифилисом, она заплывает на середину реки и сознательно тонет.

Ильинична Ильинична – мать Григория Мелехова, донская казачка. Воплощает национальный образ русской женщины. Несмотря на возраст, сохранила «дородный стан», величавую походку – «гусыней плавает» по двору и дому. И. – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела И. ради долга: семьи и детей. И. – очень сильная женщина. Узнав о смерти мужа, эта «твердая старуха» и «слезинки не выронила», а лишь замкнулась в себе. Она великая труженица, «хлопотунья», с утра до вечера проводящая в работе. Смысл ее жизни – в труде ради семьи.

Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства. И. до последнего своего дня ждала Григория, готовила ему еду на случай приезда, выходила встречать за околицу: «- Гришенька, родненький мой!.. – помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!..» Именно материнское чувство делает И. мудрее и умнее воюющих. Она понимает, что и «белые», и «красные» - люди, чьи-то любимые сыновья, которые должны радовать своих матерей, а не стрелять друг в друга. Поэтому И. осуждает жестокость и насилие: «Ты Бога-то…Бога, сынок, не забывай! – говорит она Григорию. – Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил…Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…» И., ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, и к нему испытывает материнскую жалость: посылает дерюжку, штопает одежду, кормит.

Листницкий Евгений Листницкий – дворянин, имеющий поместье недалеко от станицы Татарской. Он прошел всю первую мировую войну, во время революции встал на сторону белых. Именно в его имении работали до войны Григорий с Аксиньей. Л. нравилась Аксинья, и некоторое время у них был роман. Именно Л. видит в последний раз императора после его отречения от престола: «Листницкий почти бежал мимо изумленно оглядывавшихся на него людей. В глазах его падала от края черной папахи царская рука, в ушах звенел бесшумный холостой ход отъезжающей машины и унизительное безмолвие толпы, молчанием провожавшей последнего императора». Лишь один Л. пробует разорвать кольцо унизительного безмолвия народа. Он благородный человек, полностью сохраняющий преданность императору и царской России, борющийся за нее. Когда рушатся его прежние идеалы, Л. крайне болезненно это переживает.

Мишка Кошевой Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Его характер отличается порывистостью, большой эмоциональностью, максимализмом. Приняв позицию «красных», герой полностью посвящает свою жизнь борьбе с белыми, врагами народа. Теперь К. не видит в людях своих земляков, друзей, соседей. Он делит людей на «своих» и «врагов».

Кошевой – фанатик своего дела. Он безжалостно убивает людей, заглушая муки совести фразой «Все мы душегубы». Злоба и месть Кошевого распространяются на семьи воюющих, на стариков и детей. Он жестоко убивает деда Гришаку, сжигает множество домов своих врагов: «с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской». Кошевой ухаживает за сестрой Григория Мелехова Дуняшкой. Она соглашается на брак с ним, несмотря на то, что К. убил ее старшего брата Петра.

Старое казачество Понтелей Прокофьевич Мелехов – отец Григория Мелехова. Коренной казак, он не мыслит своей жизни вдали от крестьянского труда, родной Донщины. П.П. преданно любит свою семью, детей. Он по-детски гордится достижениями Григория - командира повстанцев, искренне радуется появлению двух внуков – продолжения мелеховского рода. Во времена беспорядков П.П. не теряет своего главного качества – хозяйственности. Он тащит в дом все, что плохо лежит, что стало «бесхозно». Он даже вывозит откуда-то пулемет и прячет его для «нужд хозяйства». П.П. умело «калечит» лошадей, чтобы их не забрали проходящие части. Тем самым герой по-крестьянски борется за сохранность своего дома, привычной трудовой жизни, своей семьи.

Война отняла у П.П. детей и земляков. Старший сын Петр убит «красным» соседом Мишкой Кошевым, младший сын Григорий в бегах, дочь Дуняшка хочет выйти замуж за убийцу брата. Спасая хозяйство, П.П. приходится со всем «добром» ходить в «отступы», пережидая там бесчинства воюющих. В конце жизни, не выдержав испытаний, выпавших на его долю, П.П. впадает в полное равнодушие. Он начинает ругать свое «добро», потерянное или отобранноеза время войны, - печальный знак сломленности героя. П.П. смутно догадывается: «Какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью».

В итоге герой умирает, заболев тифом, далеко от дома, в потоке беженцев, спасающихся от войны. Мирон Григорьевич Коршунов – богатый казак, отец Натальи Коршуновой, друг и сват Пантелея Прокофьевича. М.Г. – труженик, крепкий хозяин. Один из самых богатых крестьян на хуторе. Благосостояния герой добился своим трудом, любовью к земле, хозяйственностью, практической смекалкой. Он считает, что человек должен вознаграждаться по своему труду. Поэтому герой чувствует себя глубоко оскорбленным и униженным, когда советская власть начинает всех уравнивать. М.Г. не понимает, почему его соседи, которые не хотят или не умеют работать, должны получить часть его «добра», нажитого потом и кровью? Почему он, заработавший все своим горбом, теперь считается извергом и должен лишиться всего? Не вынеся этой трагедии, М.Г. умирает в результате расказачивания.

КОНЕЦ!!!