Обсуждение текущих (стартовых) условий создания стажировочных площадок в регионах проведения эксперимента (сравнительный анализ локальных нормативных актов, правоприменительной практики, показателей и результатов предшествовавшего этапа развития системы образования в регионе) Малеванов Евгений Юрьевич, И.о. директора Института Управления образованием РАО
I.«Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования»
Рекомендуемый минимальный перечень действий и их последосвательность для стажировочных площадок Направления деятельностиСрок Разработка Положения (или иного регламентирующего документа) о стажировочной площадке Третья декада сентября Формирование документа (комплекта документов) организационно-финансовой направленности Третья декада сентября Информационное сопровождение деятельности стажировочной площадки Четвертая декада сентября Заключение договоров с регионами, которые будут направлять слушателей и стажеров Четвертая декада сентября Формирование базы данных по обучающим и обучающимся (в том числе, тьюторам). Первая декада октября Разработка программ повышения квалификации и учебно- методических материалов по программам ПК Первая декада октября Формирование проекта плана работы стажировочной площадки на 2012 год Ноябрь Итоговый отчет о деятельности стажировочной площадки в 2011 году Декабрь
Кадровый потенциал стажировочных площадок Вывод: во всех площадках возраст сотрудников находится в пределе лет, что позволяет предположить одинаковый уровень информационных компетенций и навыков прикладной работы в проектах.
Число сотрудников базовых организаций. Вывод: регионами указано разное число участников, это свидетельствует о том, что за основу положены абсолютно разные по организационным структурам и моделям деятельности образовательные организации, степень распространения федеральных инициатив и инноваций так же будет разной.
Доля школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, от общей численности школьников, в %
Доля детей школьного возраста имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста, в %
Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей, в %
Доля специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно- общественный характер управления образованием, от общего числа специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования, в %
Доля образовательных систем субъектов и муниципалитетов Российской Федерации, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, от общего числа образовательных систем субъектов и муниципалитетов Российской Федерации, в %
Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей, в %
Доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, от общей численности учителей, в %
Доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе, дистанционно или в учреждениях профобразования, от общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях, в %
ВЫВОДЫ: Регионы, в которых находятся образовательные площадки находятся в абсолтно неравных стартовых условиях. Можно выделить три группы. Первая – регионы с высокими общими показателями (свыше 70 % суммарный усредненный показатель), регионы со средними значениями (порядка 50-70%) И регионы с крайне низкими показателями – менее 50%. Это означает что необходимо приложит разные усилия региональными командами по улучшению ситуации, связанной с реформированием системы образования. Данный тезис подтверждается анализом названий стажировочных площадок, тематики из деятельности и причин, по которым обосновывается та или иная тематика. В регионах отсутствую общие для всех модели и подходы к деятельности стажировочных площадок.
Основные (общие) вопросы со стороны представителей стажировочных площадок по теме работы и ответы на них ВопросОтвет Кем должно осуществляться утверждение Положения о стажировочной площадке? При наличии Распоряжения Главы субъекта Положение можно утвердить приказом по министерству (органу управления образованием региона) Как будет осуществляться мониторинг результативности деятельности стажировочной площадки? Мониторинг будет осуществляться несколькими федеральными операторам. Будет ли Министерство образования устанавливать минимальную и(или) максимальную стоимость образовательных услуг (цена академического часа) для обучения стажеров? Такой подход не планируется Возможно ли до конца 2011 года в рамках стажировочной площадки ограничить повышение квалификации только представителей своего региона для апробации программ ПК? Да, возможно при условии перераспределения количества из других регионов на следующие года. Необходимо ли наличие рецензий от научных организаций, ведущих разработки в сфере управления системой образования на разработанные образовательные программы ПК? Желательно
В тематике образовательных программ ПК необходимо ли отражать вопросы перехода на ФГОС от начальной школы до старшего звена, как обозначено в документах, определяющих направления научно-исследовательской работы в рамках стажировочной площадки или можно ограничиться только направлением деятельности, которое указано в заявке на участие в конкурсном отборе? В тематике ПК должна быть отражена вся тематика, предусмотренная Конкурсной документацией Чем отличается понятие тьютор и ведущий консультант по вопросам развития системы образования? В части участия в ДПО в регионе консультант выступает как тьютор, кроме этого он координатор проектов, эксперт разработок, руководитель рабочих, проектных, конкурсных и др. структур В качестве тьютора и ведущего консультанта могут выступать одни и те же люди В письме Минобрнауки России "О рекомендациях по организации работы стажировочных площадок в рамках мероприятий ФЦПРО на годы" рекомендуется такое направление расходов субсидии, как материально-техническое оснащение. Можно ли сюда отнести транспортное средство (микроавтобус) для организации выездных форм проведения повышения квалификации, для передвижения мобильной методической службы площадки по региону и за ее пределами? Да, можно при соблюдении целевого использования (т.е. пассажирский автобус с вместительностью и характеристиками достаточными для реализации запланированных действий)
II.«Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»
Сравнение ключевых показателей работы стажировочных площадок Минимальные требования Тюменская область Челябинская область Республика Татарстан Кемеровская область Амурская область Республика Якутия Рязанская область Краснодарский край Ростовская область В части создания площадок стажировки В 2011 г. должно быть создано не менее 1 стажировочной площадки В части деятельност и стажировоч ной площадки За три года каждая стажировочная площадка должна обеспечить подготовку не менее, чем 625 стажеров В части реализации региональн ой программы развития образовани я К 2013 г. охвачено дошкольным образованием: 85% детей в возрасте от 5 до 7 лет (от общего числа, нуждающихся в таком образовании); 90% детей в возрасте от 1 до 7 лет (от общего числа, нуждающихся в таком образовании); в иных формах (в том числе в негосударственных образовательных учреждениях, семейных группах, у индивидуальных предпринимателей и т.д.) 9% детей в общей численности детей, получающих дошкольное образование 100% 90% 9% 88% 91% 10% 100% 95% 10% 90% 92% 12% 88% 92% 9% 98% 91% 12% 86,3% 91% 10% 90% 9% 86% 91% 10%
Доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, от общей численности семой, имеющих детей старшего дошкольного возраста, в %
Табличные данные Регион Тюменская область Челябинская область91,895,295,796,296,7 Республика Татарстан Кемеровская область Амурская область Республика Якутия 7494,598,599 Рязанская область76,385,385,58686,3 Краснодарский край Ростовская область
Доля специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно- общественный характер управления образованием, от общего числа специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования, в %
Табличные данные Регион Тюменская область Челябинская область Республика Татарстан Кемеровская область Амурская область3034, Республика Якутия Рязанская область Краснодарский край Ростовская область
Доля образовательных систем субъектов и муниципалитетов Российской Федерации, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе площадок, созданных для распространение современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, от общего числа образовательных систем субъектов и муниципалитетов Российской Федерации, в %
Табличные данные Регион Тюменская область 100 Челябинская область Республика Татарстан Кемеровская область Амурская область Республика Якутия Рязанская область Краснодарский край Ростовская область