СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ МАССОВОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ГЕОРЕЙТИНГА ИНВЕСТИЦИОННЫХ НАСТРОЕНИЙ ГРАЖДАН РФ МОСКВА 2006
2. ГЕОРЕЙТИНГ КАК ИНТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ УНИКАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИОЛОГИИ Впервые поставлена задача изучить ресурсы массового инвестирования РФ с разбивкой по регионам год – начало формирования социальной базы массового инвестирования. «Схвачен момент» зарождения массового инвестиционного сословия. Опросами охвачено 1930 населенных пункта. Население исследуемых регионов - 94% населения страны. Объем выборки – респондентов. Выборка репрезентативна для населения каждого из 68 субъектов РФ и для России в целом. Статистическая погрешность по России в целом – не более 1,0%. ГЕОРЕЙТИНГ – ЭТО ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ РФ, КОТОРЫЙ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ 68 РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПРОСОВ. ДАННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫ КАК ДЛЯ СТРАНЫ В ЦЕЛОМ, ТАК И ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ РЕГИОНОВ. Исследование малых групп, формирующих «инвестиционную моду». Инвестиционная география: создание атласа инвестиционных настроений РФ, учет специфики регионов. Изучение стратегий инвесторов, каналов влияния и коммуникации.
3. ВЫЗОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ Потребительский кредитный бум подрывает стереотип ведения домашних финансов. Возрастают риски невозврата кредитов и разорения домохозяйств. Общее недоверие к финансовым институтам «Целина» финансового рынка: 43% граждан РФ не имеют современного финансового опыта. Массовый финансовый ликбез Единые стандарты банков, ПИФов и инвестиционных компаний в работе с массовой клиентурой Отсутствие навыков и возможностей долгосрочного планирования семейного бюджета Отсутствие традиции финансовой ответственности ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ДЕЛАТЬ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОД - ДВА? ТЕЗИС 1ЧТО НЕОБХОДИМО
4. КАРТА КРЕДИТНОЙ ЭКСПАНСИИ Что из перечисленного Вам приходилось делать за последние год - два? Ответ: ПОКУПАТЬ ТОВАРЫ В КРЕДИТ, БРАТЬ КРЕДИТ В БАНКЕ. За 8 месяцев 2006 доля просроченных кредитов физлиц увеличилась до 2,7%. 53 млрд.$ - объем кредитов, выданных населению, что на 16 млрд. больше, чем в начале 2006
5. СУБЛИМАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ Представьте, что у Вас есть крупная сумма денег, которую Вы можете не тратить на повседневные нужды в течение нескольких лет. КАКОЙ ВАРИАНТ ВЫ БЫ ПРЕДПОЧЛИ? ТЕЗИС 2 Около 20,4% граждан РФ, предпочли бы вкладывать деньги в собственный бизнес. Нереализованное стремление к личному предпринимательству может стать фактором покупки акций. Потенциальный средний класс отрезан от возможностей инвестирования по трем ключевым направлениям: малый бизнес; недвижимость; золото ТЕЗИС 3 Покупка акций дает выход нереализованной инвестактивности. «Акционирование населения» будет стимулировать рост предпринимательства. Массовый фондовый рынок – путь к возникновению «народного капитализма». СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ФОНДОВОГО РЫНКА Значительная доля инвестиционной активности граждан не находит «выхода», не реализуется из- за отсутствия адекватных инструментов.
6. ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО ОПЫТА Финансовый опыт подталкивает к выниманию денег из «чулков». Финансовый опыт наиболее сильно стимулирует: покупку акций, стремление открыть свой бизнес, стремление к покупке золота, интерес к коммерческим банкам Представьте, что у Вас есть крупная сумма денег, которую Вы можете не тратить на повседневные нужды в течение нескольких лет. КАКОЙ ВАРИАНТ ВЫ БЫ ПРЕДПОЧЛИ? Ответы в зависимости от опыта финансовых операций. ТЕЗИС 4
7. КАРТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ: СБЕРБАНК Представьте, что у Вас есть крупная сумма денег, которую Вы можете не тратить на повседневные нужды в течение нескольких лет. Какой вариант распорядиться деньгами Вы бы предпочли? Ответ: ПОЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ НА ВКЛАД В СБЕРБАНКЕ
9. КАРТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ: ХРАНИТЬ ДЕНЬГИ ДОМА Представьте, что у Вас есть крупная сумма денег, которую Вы можете не тратить на повседневные нужды в течение нескольких лет. Какой вариант распорядиться деньгами Вы бы предпочли? Ответ: ХРАНИТЬ ДЕНЬГИ ДОМА
8. КАРТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ: СВОЙ БИЗНЕС Представьте, что у Вас есть крупная сумма денег, которую Вы можете не тратить на повседневные нужды в течение нескольких лет. Какой вариант распорядиться деньгами Вы бы предпочли? Ответ: ОТКРЫТЬ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС
10. КАРТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ: КУПИТЬ АКЦИИ Представьте, что у Вас есть крупная сумма денег, которую Вы можете не тратить на повседневные нужды в течение нескольких лет. Какой вариант распорядиться деньгами Вы бы предпочли? Ответ: КУПИТЬ АКЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
11. КАРТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ: КУПИТЬ ЗОЛОТО Представьте, что у Вас есть крупная сумма денег, которую Вы можете не тратить на повседневные нужды в течение нескольких лет. Какой вариант распорядиться деньгами Вы бы предпочли? Ответ: КУПИТЬ ЗОЛОТО
12. ГОТОВНОСТЬ ПОКУПАТЬ АКЦИИ Готовность покупать акции в разных возрастных группах. Данные по РФ в целом, % Готовность покупать акции в зависимости от уровня образования. Данные по РФ в целом, % Если бы Вам позволяли финансовые возможности, Вы бы купили акции какой-либо российской компании? Данные по РФ в целом, % Готовность покупать акции в зависимости от дохода семьи. Данные по РФ в целом, %
13. СТРАТЕГИИ ПОКУПКИ АКЦИЙ Покупая акции, что бы Вы предпочли? Ответы потенциальных покупателей акций (31,2% населения). Массовый запрос на акции: долгосрочная покупка акций компаний с участием государства с целью получения дивидендов, с высокой степенью надежности. Для большинства потенциальных покупателей акции выполняют роль некоего домашнего «пенсионного фонда».
14. АСИММЕТРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Массовый запрос на акции: ДОМАШНИЙ ФОНД СБЕРЕЖЕНИЙ ДОЛГОСРОЧНАЯ ПОКУПКА ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА ДИВИДЕНДЫ Массовое предложение: ПИФы И СПЕКУЛЯЦИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ СПЕКУЛЯТИВНАЯ ПОКУПКА С ЦЕЛЬЮ ПЕРЕПРОДАЖИ Наиболее массовый спрос на акции пока не находит соответствующего предложения. Перспективной является модель народных IPO. ТЕЗИС 5
15. ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ «МОДЫ НА АКЦИИ» РЕКЛАМА И СМИ ИМЕЮТ УЗКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ. ГЛАВНЫЙ КАНАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ «МОДЫ НА АКЦИИ»: СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПЕРВОГО ЭШЕЛОНА: КРУГ ОБЩЕНИЯ ТЕХ, У КОГО ЕСТЬ ОПЫТ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ. ПРИНИМАЯ РЕШЕНИЕ О ТОМ, КАКИЕ АКЦИИ ПОКУПАТЬ, К ЧЬЕМУ МНЕНИЮ ВЫ БЫ СКОРЕЕ ВСЕГО ПРИСЛУШАЛИСЬ? СМИ имеют низкий уровень воздействия – 4,8% Подавляющее большинство (83,8%) доверяют личным источникам из круга общения. Решающий фактор – общение с теми, кто имеет опыт работы в финансовой сфере, с теми, кто уже приобрел акции. Эффект «социального заражения». К ЧЬЕМУ МНЕНИЮ ВЫ ПРИСЛУШАЛИСЬ? СКОЛЬКО ЛЕТ ВАМ ИСПОЛНИЛОСЬ? Всего до 30 лет лет лет старше 55 знакомых с опытом работы в финансовой сфере 65,264,661,354,062,5 родственников, друзей 20,318,420,431,421,3 сотрудников финансовых компаний 24,423,318,514,721,1 представителей средств массовой информации 5,54,74,44,24,8 ТЕЗИС 6
16. СКОЛЬКО В РОССИИ ПОКУПАТЕЛЕЙ АКЦИЙ ? ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ КРУПНАЯ СУММА ДЕНЕГ, КОТОРУЮ ВЫ МОЖЕТЕ НЕ ТРАТИТЬ НА ПОВСЕДНЕВНЫЕ НУЖДЫ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ. КАКОЙ ВАРИАНТ ВЫ БЫ ПРЕДПОЧЛИ? ЕСЛИ БЫ ВАМ ПОЗВОЛЯЛИ ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ВЫ БЫ КУПИЛИ ИЛИ НЕ КУПИЛИ АКЦИИ КАКОЙ- ЛИБО РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ? Всего купил б ы не купил бы затрудняюсь ответить Не покупать акции 25,862,94,593,2 Купить акции какой- либо российской компании6,40,40,06,8 Всего 32,263,34,5100,0 Готовность покупать акции: подтверждение намерений в двух вопросах ЯДРО (около 6 млн. россиян) - финансово активная группа населения, готовая инвестировать именно в покупку акций при росте доходов. 67,4% Пока не намерены покупать акции 26,2% Потенциальные покупатели: есть намерение купить акции. 6,4% - ядро – те граждане, которые выбирают покупку акций среди других видов организации домашних сбережений, и подтверждают намерение купить акции.
17. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЯДРА ПОКУПАЯ АКЦИИ, ВЫ ПРЕДПОЧЛИ: Всег о Высокую доходность при меньшей надежности Низкую доходность при большей надежности получать дивиденды от акций13,768,281,9 получать доходы от перепродажи акций при повышении их стоимость6,211,918,1 Всего19,980,1100 Потенциальные покупатели акций выбирают разные стратегии финансового поведения « Спекулянты » (6,2% покупателей акций, 428 тысяч человек) – те граждане, кто стремится перепродавать акции, иметь высокую доходность при меньшей надежности « Стратеги – спекулянты » (11,9%, 822 тысячи человек) – долгосрочная покупка в расчете на рост курсовой стоимости « Стратеги – рантье » (13,7%, 947 тысяч человек) высокие дивиденды при меньшей надежности « Рантье » (68,2 %, 4 млн. 714 тысяч человек) - стремятся иметь стабильный относительно невысокий доход при большей надежности ТОЛЬКО 6,2% ядра – «спекулянты», классический целевой образ, на который ориентирована реклама инвестиционных компаний.
18. Социальные ресурсы фондового рынка Около 10% обладают акциями (сами или члены семей) 32,1% купили бы акции, если бы позволили финансовые возможности ЯДРО: 6,4% 2-3% те граждане, кто сам или члены семьи приобрели акции за деньги 2% те граждане, кто собирается купить акции в течение года 21% считают, что граждане, которые купят акции сегодня, через год – два получат прибыль
19. Рождение инвестиционного сословия кризис системы домашних сбережений ВЫЗОВЫ Обесценивание доллара. Дороговизна на рынке недвижимости. Низкий процент по депозитам в банках. Рост цен, тарифов, инфляционные ожидания. 2 АЛЬТЕРНАТИВЫ Отсутствие эффективной пенсионной системы. СТИМУЛЫ К ИНВЕСТИРОВАНИЮ Массовое развитие потребкредитования и ипотеки. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БУМ ИНВЕСТИРОВАНИЕ Пример граждан, купивших акции. Финансовый ликбез и финансовый опыт. КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС ДЛЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ - ВЫБОР МЕЖДУ ПОТРЕБЛЕНИЕМ И ИНВЕСТИРОВАНИЕМ Развитие коммуникации: финансовая элита - население. Появление финансовых инструментов, адекватных запросу граждан. Заинтересованность эмитентов в приходе массового акционера. ПОКУПКА АКЦИЙ: ПОКА ЕДИНСТВЕННЫЙ НАДЕЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ МЕЛКОГО СЕМЕЙНОГО КАПИТАЛА Общественное одобрение покупки акций, «мода». Ограничения для развития малого бизнеса. Продвижение инвестирования в массовой культуре.
Фондовая биржа ММВБ Москва, Большой Кисловский переулок, 13, стр. 1 Тел. +7 (495) 705 – 32 – 90 Факс: +7 (495) Фонд «Общественное Мнение» Москва, ул.Обручева 26, корп. 2 Тел. +7 (495) 745 – 87 – 65, Факс +7 (495) 745 – 89 – 03 Агентство креативных коммуникаций «Сальвадор Д» Москва, Большой Каретный переулок, 7 Тел./Факс +7 (495) 699 – Инициатива исследований