Подготовка к итоговой аттестации по теме: «Неравенства» Ученицы 9 «Б» класса Сухой Анны Учитель: Дудина Е.Ю.
Цель: Создание учебно- методического материла для подготовки к итоговой аттестации Создание учебно- методического материла для подготовки к итоговой аттестации
Актуальность: Актуальность: Эта тема не менее остальных важна для учеников. Эта тема не менее остальных важна для учеников. Задачи: Задачи: - Отбор задач по данной теме в ЕГЭ - Решение этих задач - Моменты, на которые нужно обратить внимание.
Неравенства Неравенства линейныеквадратныерациональные
Линейные неравенства Линейным неравенством с одной переменной х называется неравенство вида ах + b 0, где а0. Линейным неравенством с одной переменной х называется неравенство вида ах + b 0, где а0. Решение неравенства – значение переменной х, которое обращает неравенство в верное числовое неравенство. Решение неравенства – значение переменной х, которое обращает неравенство в верное числовое неравенство. Множество частных решений называют общим решением. Множество частных решений называют общим решением.
Пример 1: Являются ли числа 3, -5 решением данного неравенства 4х + 5 < 0 При х = 3, 43+5=17, 17>0 При х = 3, 43+5=17, 17>0 Значит х=3 не является решением данного неравенства Значит х=3 не является решением данного неравенства При х=-5, 4(-5)=-15, -15
Два неравенства f(х)
2: а) обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же положительное число, не меняя при этом знака неравенства. б) если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же выражение, положительное при любых значениях переменной, и сохранить знак неравенства, то получится неравенство, равносильное данному. Например: а)8х – 12 > 4х 2 ( :4) 2х – 3 > х 2 б)(2х + 1)(х 2 + 2) < 0 ( ( х 2 + 2)) (2х + 1) < 0
3.а) Обе части неравенства можно умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный ( < на >, > на 0 б) (3х – 4 )(-х 2 – 2) > 0 (: (-х 2 – 2)) 3х – 4 < 0
Решите неравенство: 5х + 3(2х – 1)>13х - 1 Решение: 5х + 6х – 3 >13х – 1 5х + 6х – 13х > 3 – 1 -2х > 2 (: (-2)) х < -1 \\\\\\\\\\\\\\\\\ Ответ: х < -1 или (-; -1)
Квадратные неравенства Неравенства вида ах 2 + bх + с > 0, где а 0, а,b,с - некоторые числа, называются квадратными. Методы решения графическийинтервалов
Алгоритм применения графического метода: 1. Найти корни квадратного трехчлена ах 2 +bх+с, т.е. решить уравнение ах 2 +bх+с=0. 2.Отметить найденные значения на оси х в координатной плоскости. 3. Схематично построить график параболы. 4. Записать ответ в соответствии со знаком неравенства. Частные случаи при D < 0: а) а < 0, ах 2 + bх + с 0 нет решений ах 2 + bх + с < 0 (-;+) б) а > 0 ах 2 + bх + с > 0 (-;+) ах 2 + bх + с 0 нет решений
Решите неравенство: 3х + 9 < 2х 2 Ответ: х 3 или (-;-1,5)U(3;+).
Алгоритм выполнения метода интервалов: 1. Разложить на множители квадратный трехчлен, используя формулу ах 2 +bх+с = а(х-х 1 )(х-х 2 ), где х 1,х 2 - корни квадратного уравнения ах 2 +bх+с=0. 2. Отметить на числовой прямой корни х 1 и х Определить знак выражения а(х-х 1 )(х-х 2 ) на каждом из получившихся промежутков. 4. Записать ответ, выбрав промежутки с соответствующим знаку неравенства знаком (если знак неравенства, то выбираем промежутки со знаком «+»).
Решите неравенство: х 2 – 6х + 8 > 0 Решение: Разложим квадратный трехчлен х 2 – 6х + 8 на множители. Решим уравнение х 2 – 6х + 8 = 0 Д = 36 – 32 = 4, 4>0, два корня х 1, 2 = (6 ± 2) : 2 х 1 = 4, х 2 = 2 х 2 – 6х + 8 = (х – 2)(х - 4) Отметим на числовой прямой корни трехчлена 2 и 4.Определим знаки выражения (х-2)(х-4) на каждом из промежутков Ответ: х 4 или (-;2)U(4;+).
Метод интервалов более детально будет изучен при решении рациональных неравенств. Дополнительные вопросы: Какие виды неравенств были изучены на уроке? Дайте определение линейных неравенств. Дайте определение квадратных неравенств. Какие методы решения квадратных неравенств применяются?