Факультативный курс 8 класс. 34 часа. Факультативный курс 8 класс. 34 часа.
Цель курса: развитие творческой активности, самостоятельности и познавательного интереса учащихся к биологии.
Задачи курса: расширить и углубить знания учащихся о физиологии ВНД, поведении и психике человека; расширить и углубить знания учащихся о физиологии ВНД, поведении и психике человека; познакомить учащихся с основными проблемами науки, изучающей строение и функции головного мозга, физиологическими основами психических функций и типологическими основами личности; познакомить учащихся с основными проблемами науки, изучающей строение и функции головного мозга, физиологическими основами психических функций и типологическими основами личности; формировать умения управления своими психическими процессами, навыки самоконтроля и самовоспитания; формировать умения управления своими психическими процессами, навыки самоконтроля и самовоспитания; формировать уважительное отношение к личности человека. формировать уважительное отношение к личности человека.
Структура курса: 1. Введение (1 ч.) 2. Физиология возбудимых тканей и поведение (4 ч.) 3. Строение и функции НС человека и высших животных (3 ч.) 4. Рефлексы. Закономерности работы головного мозга (4 ч.) 5. Ощущения. Восприятие. (3 ч.) 6. Изменения ВНД при разных состояниях организма (2 ч.) 7. Познавательные процессы. (6 ч.) 8. Личность и её индивидуально- психологические особенности. (5 ч.) 9. Феномены науки. (4 ч.)
Методические рекомендации: увеличить долю самостоятельной работы учащихся; увеличить долю самостоятельной работы учащихся; побуждать учащихся к дискуссиям и обсуждению; побуждать учащихся к дискуссиям и обсуждению; использовать формы познавательной деятельности учащихся, способствующие развитию коммуникативных умений; использовать формы познавательной деятельности учащихся, способствующие развитию коммуникативных умений; результаты изучения курса могут быть отражены в форме рефератов, материалов конференций, отчётов исследований, проектов. результаты изучения курса могут быть отражены в форме рефератов, материалов конференций, отчётов исследований, проектов.
Исследовательский подход Дидактические единицы Практическая часть Виды работ исследовательского характера
Дидактические единицы: Безусловная и условная программы поведения. Безусловная и условная программы поведения. Приёмы рационального запоминания. Приёмы рационального запоминания. Соотношение мышление и речи. Соотношение мышление и речи. Типы темперамента и их свойства. Типы темперамента и их свойства. Особенности учебной деятельности в зависимости от типа темперамента. Особенности учебной деятельности в зависимости от типа темперамента.
Практические работы: Поведение животных: наблюдение аквариумных рыбок, кошек, собак с целью определения безусловных и условных рефлексов, а также выработки условных рефлексов. Поведение животных: наблюдение аквариумных рыбок, кошек, собак с целью определения безусловных и условных рефлексов, а также выработки условных рефлексов. Определения относительного и абсолютного порога ощущений, обнаружения взаимосвязи и взаимовлияний ощущений друг на друга. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Определения относительного и абсолютного порога ощущений, обнаружения взаимосвязи и взаимовлияний ощущений друг на друга. Получение зрительных и тактильных иллюзий. Развитие глазомера. Определение временных промежутков без часов. Развитие глазомера. Определение временных промежутков без часов. Определение видов и форм эмоций. Определение видов и форм эмоций.
Виды работ исследовательского характера: Тема: «Выявление рациональных приёмов запоминания». Проблемный вопрос: «Как мы запоминаем?». Задачи: 1. Исследование механической и логической памяти. 2. Исследование кратковременной и долговременной памяти. 3. Исследование объёма и быстроты запоминания.
Система оценивания: Отчёт по экскурсии Отчёт по экскурсии Отчёт по лабораторным работам Отчёт по лабораторным работам Исследовательский проект Исследовательский проект Информационный проект Информационный проект Творческий проект Творческий проект Рефераты Рефераты