Особенности организации предпрофильного и профильного обучения в аспекте современных образовательных тенденций Какие изменения традиционной системы необходимы в связи с переходом на профильное обучение?
Ориентация результатов обучения на требования вузов, ЕГЭ, новые стандарты. Переход в содержании образования на компетентностный подход. Переход на преподавание предметов на базовом и профильном уровнях, введение элективных курсов. Обучение учащихся способам осуществления выбора (учебного плана, профильных дисциплин, элективных курсов, заданий и т.д.). Обучение школьников способам и средствам самопознания, профильного и профессионального самоопределения.
Введение элементов образова- тельного маркетинга Проведение зачисления в 10-й класс с учетом оценки содержимого портфолио ст. 16, п.1, абз. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Разработка и введение индиви- дуального учебного плана Введение программы элективных профильных курсов Введение программы элективных профильных курсов Переход к блочно- модульному принципу планирования учебного процесса Переход к блочно- модульному принципу планирования учебного процесса Разработка и введение школьных учебных планов профильного обучения Разработка и введение школьных учебных планов профильного обучения Составление расписания учебных занятий под новую педагогическую систему, интегрированную в сеть профильного обучения. Индивидуальный учебный план надо Предметы учебного плана Базовые профильные могу Элективные курсы хочу Олимпиадная подготовка Исследовательская деятельность Проектная деятельность 50% 30% 20%
Предполагается, что система обучения должна дать школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях. В течение учебного года, благодаря предпрофильным курсам, каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что будет ожидать его на старшей ступени образования. По его желанию он может посещать курсы, соответствующие разным профилям. Предполагается, что система обучения должна дать школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях. В течение учебного года, благодаря предпрофильным курсам, каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что будет ожидать его на старшей ступени образования. По его желанию он может посещать курсы, соответствующие разным профилям.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы, но по выбору учащихся. Многообразие и качество программ элективных курсов должны отслеживать эксперты и завучи ОУ. Свободный переход учащихся с одного курса на другой. Помощь в выборе элективных курсов может оказать классный руководитель, психолог, учитель-предметник.
личностно-ориентированный характер обучения вариативность предоставление учащимся права выбора обучения увеличение объема самостоятельной работы повышение ответственности школьников за результаты обучения Использование метода проектов Использование исследовательского метода обучения Переход к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся старшего возраста
к лекционно-практической форме работы предметно-групповой форме работы обучению по индивидуальным учебным планам к дистанционному обучению экстернату Очно - заочному обучению Переход от классно-урочной системы работы Интеграция школ в сеть Интеграция школ в сеть учреждений профильного обучения учреждений профильного обучения Интеграция школ в сеть Интеграция школ в сеть учреждений профильного обучения учреждений профильного обучения
Муниципальная сеть школы обладают ресурсами для проведения предпрофильного и профильного обучения, а также различных видов рейтинговых состязаний На них будут возложены различные вспомогательные функции, например, по подготовке кадров и оказанию консуль- тативной помощи учащимся и родителям. Дополнитель- ное образование техникум колледжи вузы Методические службы Психологические службы Предполагается, что сеть предпрофильного обучения будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений В их задачи будет входить проведение предметных и межпредметных элективных курсов, организация мероприятий для накопления информации в портфолио
Еще один обязательный принцип обучения - это активность школьников. Самоопределение относительно будущего профиля обучения будет происходить через конкретные пробы эвристического характера. Новым для школы принципом функционирования системы является ее открытость