ЮВОУО ДО г.Москвы ГОУ гимназия 1566 КРУГЛЫЙ СТОЛ 27 апреля 2011 года
ТЕМА КРУГЛОГО СТОЛА «Проблемы и перспективы компетентностного подхода в общем образовании»
Компетентностный подход как одна из основ личностно- ориентированного развивающего обучения
57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН гг. объявила Декадой Образования для устойчивого развития. Ведущей организацией Декады является ЮНЕСКО
Цели образования XXI века: уметь жить уметь работать уметь жить и работать вместе уметь учиться
Образование для устойчивого развития - это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств – знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни.
Всё о компетентностном подходе компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева); компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин);
Всё о компетентностном подходе компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев); компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность" (А.М.Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).
Всё о компетентностном подходе компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов); компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин);
КОМПЕТЕНЦИИ это внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, надпредметные умения, способы деятельности, психологические особенности личности, её ценности и т.д., то есть качества, приобретённые личностью в процессе обучения, воспитания, развития, через рефлексию образования, самообразования и личного опыта
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: технологий; содержания образования; стиля жизни образовательного учреждения; типа взаимодействия между педагогами и обучающимися и между самими обучающимися
Компетентность это не только готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки проблем, а владение способами осуществления реализации своих компетенций для достижения цели – решения проблемы за счёт адекватного их выбора в нестандартных условиях
КОМПЕТЕНТНОСТЬ развивается в результате постоянного проявления исследовательского интереса к тем или иным явлениям. Эти явления могут возникать не только в окружающей среде, но и в самом человеке, в сфере его ценностей, потребностей и т.д.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД не отрицает традиционную точку зрения на содержание образования, а актуализирует прагматичный аспект того, что у учащихся должно быть сформировано и развито. IQ !!!
Приоритетное место среди ключевых компетенций, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования, предоставлено компетенциям в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА При выборе педагогической системы обучения следует отдавать приоритет личностно - ориентированному развивающему обучению, так как его конечной целью является формирование способностей учащихся к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, сознательной регуляции личной активности и рефлексии.
Стратегический приоритет образовательного процесса Учебно-познавательная компетенция - это необходимый комплекс способностей и качеств учащихся для освоения существующей культуры, методов её познания и развития, а учебно- познавательная компетентность – владение этим комплексом компетенций
Внедрение в практику обучения компетентностного подхода предусматривает: 1) овладение всеми педагогами основами методологии личностно-ориентированного и компетентностного подходов в образовательной деятельности: как обучении, так и воспитании; 2) разработку и создание моделей формирования педагогических компетенций в рамках ГЭП и апробирование их в новых образовательных условиях;
Внедрение в практику обучения компетентностного подхода предусматривает: 3) разработку вариантов новых образовательных программ и интегрированных курсов в соответствии с ФОГС, в которых процессуально прописаны цели, задачи, личностные, метапредметные и предметные знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые учащимися на каждом этапе обучения в каждом конкретном классе по каждому учебному курсу; 4) определение образовательного маршрута и создание индивидуальных учебных планов для каждого учащегося в краткосрочной перспективе на учебный год
Внедрение в практику обучения компетентностного подхода предусматривает: 5) формирование учебно-познавательной компетентности учащихся как основополагающей на творческом и продуктивном уровне и внедрение её в предметный, межпредметный, воспитательный и проектно- исследовательский аспекты и формы образования; 6) сознательный выход за рамки классно-урочной системы обучения и поиски новых альтернативных способов образовательной деятельности, как то: экскурсии на предприятия г.Москвы, обучение на базе лабораторий ВУЗов, музеев, выставочных залов и др.