Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
Воспитательная система класса: структура, концепция, критерии эффективности.
Воспитательная система это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создаётся); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, её организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Функции воспитательной системы 1.Интегрирующая. 2. Регулирующая. 3. Развивающая.
Структура воспитательной системы Компоненты воспитательной системы класса: Индивидуально-групповой Ценностно-ориентационный Функционально-деятельностный Пространственно-временной Диагностико-результативный
1.Индивидуально-групповой компонент Классный руководитель Учащиеся класса Родители учащихся Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива
2. Ценностно-ориентационный компонент Цели и задачи воспитания. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
3. Функционально-деятельностный компонент Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. Основные функции воспитательной системы. Педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.
Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции: Образовательную Воспитательную Защитную Компенсирующую Интегрирующую и корректирующую
4. Пространственно-временной компонент Эмоционально-психологическая, духовно- нравственная и предметно-материальная среда. Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. Этапы становления и развития воспитательной системы.
5. Диагностико-аналитический компонент Критерии эффективности воспитательной системы. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Основные направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями: Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.
Концепция воспитательной системы Раздел 1. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива 1. Общие сведения о классе. 2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы. 3. Характер общения учащихся в группе. 4. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся. 5. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.
Раздел 2. Цель и задачи воспитательной системы класса Цели воспитательной системы класса Для классного руководителя Для учащихся Для родителей Для школы
Раздел 3. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества Воспитание - это жизнь рядом и вместе. Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего-навсего самим стать такими. Человеку нужно быть нужным. Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Позволь мне сделать - я пойму. Уважение детского незнания.
Раздел 4. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса Направления воспитательной системы класса: 1.Учение олимпиады по предметам; тематические КВНы; брейн-ринги; викторины; мозговые штурмы
2. Творчество конкурсы; выставки; концерты; уроки творчества; театральные постановки; вечера; акции и проекты; посещение театров, музеев, выставок. 3. Здоровье лекции и беседы; конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни; спортивные соревнования; диспуты; ролевые игры. 4. Общение тренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; дискотеки; встречи с интересными людьми; экскурсии, походы, совместный отдых на природе; КТД.
Раздел 5. Критерии эффективности воспитательной системы класса. Воспитанность учащихся. Защищенность и комфортность ребенка в классе. Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельность в классе. Сформированность классного коллектива. Репутация класса. Проявление индивидуальности классной общности. Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника. Р азвитость креативных способностей учащихся.