Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Основные понятия и задачи теории информации. Виды информационных процессов. Единство информационных процессов
Вещественно-энергетическая картина мира Макромир Микромир Мегамир Вещество Материя Энергия
Объекты окружающего мира: элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, звезды, галактики
Вещественно-энергетическая картина мира начала складываться еще в античной философии, а с XVIII века формировалась в основном в рамках физической науки и химии
Информационная картина мира К концу XX века стала складываться, сначала в рамках кибернетики и биологии, а затем информатики, информационная картина мира
Информация в природе Жизнь является системой открытой, многообразными путями в нее поступают и вещество, и энергия, и информация. Энтропия (мера беспорядка) в живой природе уменьшается, а информация (антиэнтропия) - увеличивается. Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма.
Генетическая информация Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству.
Человек и информация
Информационные процессы Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами.
Информационные процессы По оценкам специалистов в настоящее время количество информации, циркулирующей в обществе, удваивается примерно каждые 8-12 лет. Информационный процесс (ИП) определяется как совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).
Историческая справка: Так от изобретения книгопечатания (середина XV века) до изобретения радиоприемника (1895 год) прошло около 440 лет, а между изобретением радио и телевидения - около 30 лет. Разрыв во времени между изобретением транзистора и интегральной схемы составил всего 5 лет.
Информационные процессы
Схема взаимосвязи информационных процессов
Информационные процессы Информационные процессы всегда протекают в каких либо системах (социальных, технических, биологических и пр.). Наиболее общими информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации. К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.
Информационные процессы
Компьютер является универсальным устройством для автоматизированного выполнения информационных процессов.
Информационные процессы в природе Передача растением информации за пределы собственных живых клеток другому растению не предусмотрена, что отличает животный мир от растительного Неживой природе информационный процесс не свойственен
Информационные процессы в технике Нормальное функционирование технических устройств связано с процессами управления, которые включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.
Информационные процессы в обществе Без обмена информацией невозможно развитие человеческого общества. Коммуникационная среда - это совокупность условий обмена информацией. История человеческого общества – это история накопления и преобразования информации.
Аппаратные и программные средства информатизации Технические (аппаратные) средства, то есть аппаратура компьютеров, англ. Hardware, "твёрдые изделия". Программные средства (Software "мягкие изделия"), которое подчёркивает равнозначность программного обеспечения и самой машины и вместе с тем подчёркивает способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться, развиваться.
Информационные и коммуникационные технологии Информационные и коммуникационные технологии - это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Информационное общество
Информационное общество общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.
Вопросы и задания 1.Что такое информационное общество и как вы себе его представляете? 2.Расскажите об информационных революциях в истории развития цивилизации. 3.Как вы понимаете термин "информационная культура"? 4.Для чего нужна информационная культура человека?
Информатика. Теория информации Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".
Инфоpматика научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её основные направления: pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения; теоpия инфоpмации; методы искусственного интеллекта; системный анализ; методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа; средства телекоммуникации; разнообразные пpиложения
Домашнее задание: 1.Выучить конспект. 2. Угринович Н.Д. Информатика и ИТ. Учебник для классов. Стр , Уметь отвечать на вопросы: 1. Дайте краткую характеристику вещественно-энергетической картины мира. 2. Дайте краткую характеристику информационной картины мира. 3. Что изучает информатика? 4. Какова связь понятий энтропии, антиэнтропии и информации? 5. Можно ли человека назвать биокомпьютером? 6. Что такое информационные процессы? 7. Есть ли связь между информатикой и развитием общества? 8. Каковы аппаратные и программные средства информатизации? 9. В чем сущность информационных и коммуникационных технологий? 10. Каков социальный аспект информатизации?