Выполнила ученица 3 класса «А» средней школы 2 п.г.т. Актюбинский Гордиенко Дарья Александровна руководитель Гордиенко О.А.
Название проекта. Цветы и цвет. Почему все цветы разного цвета? Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. Окружающий мир. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. Изобразительное искусство, трудовое обучение, литературное творчество. Тип проекта. Исследовательский.
Цель проекта. Практическая. Собрать практический и теоретический материал, который можно использовать для более глубокого изучения некоторых тем на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, трудового обучения(например, «Строение растений», «Разнообразие растений», «Цветоведение»). Педагогическая. Учить правильно проводить научное исследование, используя разнообразные формы работы (опыты, работа с микроскопом, творческое решение вопроса); учить работать с научно-познавательной литературой; прививать навыки научной организации труда.
Задачи проекта. Обучающие: -узнать, что обуславливает разнообразную окраску цветков растений; -изучить строение цветка; -дать представление о разнообразии цветковых растений; -познакомить с растениями средней полосы России; -показать многообразие цветовых оттенков; -учить правильно ставить опыты и оформлять результаты; -учить грамотно использовать в речи научную терминологию. Развивающие: -развивать навык работы с научно-познавательной литературой (правильно делать выписки, зарисовки); -развивать навык работы с исследовательским оборудованием; -развивать культуру речи, обогащать словарный запас. Воспитательные: -воспитание чувства прекрасного; -воспитание бережного отношения к окружающему миру; -воспитание умения видеть и ценить красоту природы; -воспитание вкуса и гармонии при выборе цветовых решений.
Вопросы проекта. 1.Почему все цветы в природе разного цвета? 2.Что их окрашивает и как? 3.Как устроена клетка цветка? 3. Можно ли окрасить цветок искусственным путем? 4. Зачем цветку нужна яркая окраска? Необходимое оборудование. Цифровой микроскоп. Фото-принтер. Оборудование для опыта по окрашиванию цветка: баночки, синий краситель, красный краситель, цветок белой хризантемы.
Строение цветка Лепестки цветка правильно называть « венчик». Кроме венчика у цветка есть цветоножка, цветоложе, пестик и тычинки. Яркий венчик нужен цветку, чтобы привлекать насекомых – опылителей. Пыльца находится на тычинках внутри венчика.
Строение цветка – схема в разрезе Строение цветка – схема сверху 1 – тычинка, 2 – лепесток, 3 – пестик, 4 – чашелистики, 5 – цветоложе, 6 – цветоножка, 7 – пыльник, 8 – тычиночная нить, 9 – рыльце, 10 – столбик, 11 – завязь.
Окраска цветка Все цветы разного цвета. Окраска цветков растений определяется различными химическими соединениями, которые присутствуют в клетках цветка. Клетки – это очень маленькие частички, из которых состоит живой организм, в том числе и цветок. Клетки можно рассмотреть только в очень сильный микроскоп.
Клетка растения и цветка под микроскопом.
Красный, оранжевый, желтый цвет придают лепесткам пигменты из группы каротиноидов и флавоноидов. Синюю, фиолетовую, пурпурную окраску и их разнообразные оттенки придают лепесткам особые красящие вещества – антоцианы. Белая окраска получается при отсутствии в клетках венчика каких-либо пигментов. Красный, оранжевый, желтый цвет придают лепесткам пигменты из группы каротиноидов и флавоноидов. Синюю, фиолетовую, пурпурную окраску и их разнообразные оттенки придают лепесткам особые красящие вещества – антоцианы. Белая окраска получается при отсутствии в клетках венчика каких-либо пигментов.
Как правило, все лепестки в цветке окрашены одинаково, но есть немало исключений. Например, у фиалки трехцветной (анютины глазки), у башмачка настоящего лепестки окрашены по-разному, причем нередко в контрастные цвета. У некоторых растений окраска венчиков меняется во время цветения. Например, у медуницы, когда бутон раскрывается, лепестки розовые, с течением времени они постепенно синеют, и при отцветании венчик становится синим или голубым. Есть растения с пятнистыми лепестками, с каймой по краю венчика, с полосатыми лепестками (например, тюльпан).
Опыт с цветами Что - же будет с белыми цветами, если их поставить не в обычную воду, а в подкрашенную. Для эксперимента нужно взять сразу два пищевых красителя – синий и красный. Волшебное превращения цветов можно увидеть не сразу. Постепенно проявятся цветные прожилки на лепестках. А все потому, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Вода – то, что необходимо каждой клеточке листика, лепестка и т.д.
Лепестки окрашиваются постепенно
Волшебные превращения
А в завершение эксперимента, можно поменять окрашенные цветы местами. «Красный» цветок поставить в синюю воду, а «синий» цветок – в красную. И вот что получится.