Воспитательная система класса «Семья». Условия возникновения : многочисленные исследования, проведенные в классе; запрос современного общества; необходимость участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса.
Актуальность воспитательной системы определяется противоречием: между тенденцией к разрушению семьи как основного института воспитания и невозможностью воспитать Личность, гражданина вне семьи; между огромным количеством методических разработок и их малой эффективностью: между желанием родителей воспитать ребенка добрым и отзывчивым человеком и слабым владением методами и приемами воспитания.
Индивидуально-групповой компонент:
Ценностно-ориентационный компонент: Цель воспитательной работы - создание эффективной системы взаимодействия семьи и школы, способствующей саморазвитию и самореализации личности. Задачи: Повысить психологическую и педагогическую культуру родителей учащихся. Способствовать сплочению и укреплению взаимопонимания, взаимоуважения и любви взрослых и детей через совместную творческую деятельность. Изучить психологический климат в семьях с целью выявления детей группы риска. Укрепить связь между семьей и школой. Усилить роль семьи в воспитательном процессе. Формировать активную педагогическую позицию родителей. Оказать профессиональную психологическую и педагогическую поддержку родителям и учащимся в преодолении проблем семьи и ребенка, школы.
Перспективы жизнедеятельности классного сообщества: возрождение традиций семейного воспитания, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи; формирование высокоэффективных поведенческих стратегий родителей по отношению к их детям; отсутствие детей «группы риска» в классе; овладение родителями способами контроля динамики развития детей в домашних условиях; создание условий для адекватного развития ребенка. повышение уровня воспитанности; повышение качества знаний.
Принципы функционирования воспитательной системы. Принципы функционирования воспитательной системы; принцип доверия и поддержки; принцип творчества и успеха; принцип активности; принцип оптимального выбора методов, форм и средств; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и родителей;
Функционально-деятельностный компонент: Формы: Классные часы Тренинги Круглый стол Вечер вопросов и ответов Встречи с интересными людьми Праздники Ярмарки Посещение музеев, театров, филармоний, экскурсии Методы: 1. метод беседы 2. метод примера 3. метод стимулирования 4. Метод контроля и самоконтроля 5. Рефлексия
Функции воспитательной системы класса: воспитательная; развивающая; образовательная; защитная; компенсирующая; интегрирующая; регулирующая; корректирующая.
Пространственно-временной компонент:
Диагностико-аналитический компонент: Методики: 1. Уровень воспитанности Капустина 2. Методика измерения мотивации учебной деятельности школьников (Н.Ф. Талызина, А.К. Маркова) 3. Методика измерения тревожности Кондаша 4. Методика Ценностные ориентации (М.Рокич) 5. Психологический климат группы. (Лутошкин Л.Н.) 6. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов)
Структура классного коллектива ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ СОВЕТ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ СОВЕТ КЛАССАСТАРОСТА ОТДЕЛ ОТДЕЛ СПОРТИВН0- ТРУДОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ «ПАТРИОТ» МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - ЗДОРОВАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ, ТОЛЕРАНТНАЯ, ЛЮБЯЩАЯ РОДИНУ ЛИЧНОСТЬ
Механизм построения воспитательной системы класса: представляет собой гуманистическую ориентацию; строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ребенка: выстраивания воспитывающих ситуаций от простого к сложному; учитывает как позитивные, так и негативные характеристики пространства Детства и находит способы использования позитива и блокирования, нейтрализации и компенсации негатива; воспитательная система опирается на положительное в ребенке, постепенное ослабление отрицательных черт его характера.
Механизм функционирования воспитательной системы класса. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах. Учебно – познавтельное направление. Художественно- эстетическое напраление. Туристко - краеведческое направление. Экологическое направление. Спортивно-оздоровительное.