Технологии актуализации мотивационного потенциала
Познавательная мотивация – ключевая проблема образовательной практики Мотивы разделяются: По содержанию; По направленности; По устойчивости.
Как формировать? Создание ситуации успеха и психологической поддержки; Атмосфера общей радости, переживания, поиска; Помогающие отношения, способствующие саморазвитию личности; Ненасильственная педагогика; Осознание учащимися значимости, личного смысла изучаемого; Ситуация поддержки интереса через: занимательность, проблемные, практические ситуации; активные методы обучения, ролевые игры и др.; Социально-психологический климат в коллективе; Активность ученика: не объект, а субъект собственной деятельности.
Установки педагога Педагогический гуманизм; Эмпатическое понимание; Сотрудничество, совместная деятельность; Диалогизм; Личностная позиция педагога; Отбор содержания урока; Перенесение акцента с преподавания на формирование целостной учебной деятельности (т.е. на способы деятельности; Роль наглядности и предметно-практических действий.
Познавательный интерес Проявляется в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания; Во внимании к объекту интереса; Может превратиться в склонность, как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес; Среди факторов влияющих на продуктивность дидактического процесса занимает по степени влияния первое место; формируется на основе потребности в знаниях и познании.
Познавательный интерес Закономерности обучения: Дидактическая – результаты обучения прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого материала; Психологическая – продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.
Этапы формирования познавательного интереса Любопытство (внешние проявления); Любознательность; Высокая духовная потребность проявления (внутренний уровень)
Развитие познавательного интереса идет через: Содержание обучения; Методы обучения; Формы обучения; Отношение учителя к учащимся (стиль деятельности); Отношение учителя к своему предмету; Центрация/децентрация учителя; Атмосферу в классе (ситуации успеха, помогающие отношения, эмоциональный комфорт и психологическая поддержка); Психологический климат и коллектив класса, школы (психологическая безопасность); Учет интересов, способностей и возможностей личности; Проблемные ситуации; Организация поиска на уроке.
Сформированный познавательный интерес: Активизирует не только познавательные процессы, но и побудительные усилия человека в различных областях его деятельности; Способствует большей, чем обычно, концентрации целей и операций (способов) деятельности; Стимулирует поиск новых целей и способов; Способствует расширению и углублению знаний в определенной области (о человеке, о мире, о самом себе, т.е. создает условия для самопознания); Несет своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.
Стимулы развития познавательного интереса 1 группа Новизна содержания материала; Постоянное обновление уже усвоенных знаний; Сообщение сведений из истории предмета; Практическая необходимость.
Стимулы развития познавательного интереса 2 группа Многообразие форм самостоятельной работы; Активные формы и методы обучения; Проблемный характер обучения; Творческий подход к организации деятельности учеников и собственной деятельности учителя; Поощрение самостоятельности, инициативы, творчества учащихся.
Стимулы развития познавательного интереса 3 группа Эмоциональный тонус деятельности; Эмоциональность учителя; Атмосфера общей радости, захваченности; Ситуация поддержки и поощрения; Взаимоподдержка; Поощрение самодеятельности и самостоятельности; Отсутствие внешнего контроля и постоянных понуканий.
Главная задача образовательного процесса Подвести личность к высшему уровню развития познавательной потребности – наличию потребности в образовании и самообразовании
Организация внутренне мотивированной и внешне мотивированной учебной деятельности Компоненты деятельности Установка и действия педагога по организации внутренне мотивированной деятельности Действия учителя направленные на внешнюю мотивацию 1. ЦельСовместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели деятельности и постановке учебных задач Цель на уроке ставит сам 2. МотивОпора на внутренние мотивы Мотивирует сам. Чаще за счет внешних стимулов («надо», «необходимо», «вам это обязательно пригодится…») 3. СредстваСовместный с учащимися выбор средств, адекватных цели Средства выбирает сам
Продолжение таблицы: Организация внутренне мотивированной и внешне мотивированной учебной деятельности Компоненты деятельности Установка и действия педагога по организации внутренне мотивированной деятельности Действия учителя направленные на внешнюю мотивацию 4. ДействияВариативность действий, выбор действия в соответствии с интересами и возможностями ученика Организует и регламентирует действия учеников 5. РезультатДостижение личностно- значимого результата; внутренние позитивные изменения в личности ученика Подводит весь класс к результатам, которые наметил сам 6. ОценкаМногофункциональная. Вариативная, обеспечение возможности произвести самооценку Оценивает сам