М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
С ОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В. Громыко, д.ф.н.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ( ПО А.Г. А СМОЛОВУ ) Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - универсальные учебные действия (личностные, познавательные и регулятивные); - межпредметные понятия.
М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Традиционный подходМетапредметный подход 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. 2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. 3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.
М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями. Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»). Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ 1. Это интегрированное занятие. 2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием. 3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. 4. Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из химии или физики. 5. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО А.В. Х УТОРСКОМУ ) «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта». Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».
Л ИТЕРАТУРА Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, с. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, с. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 1998.
Л ИТЕРАТУРА Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся классов. – М
В ЫВОДЫ 1. В современной педагогике существуют три взгляда на метапредметность в образовании. 2. Метапредметы могут быть представлены в двух формах: как «связки» между предметами и как отдельные учебные курсы. 3. В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.