ОКО Н.Б. Фомина, к.п.н., зав. лабораторией «Оценка качества образования» г. Формирование внутришкольной системы оценки качества образования
Модель оценки качества образования Модель оценки качества образования
Технологии мониторинговых исследований уровня обученности диагностика на городском уровне: стартовая промежуточная итоговая окружные диагностические мероприятия внутришкольный контроль государственная итоговая аттестация 9-х и 11-х классов Отсутствие единой информационной системы единых подходов к проведению диагностики единой системы оценивания
ВШК Процесс - урок Результат – контрольная работа (тест) зам.директора директор
Процедуры оценки учебных достижений единый государственный экзамен (ЕГЭ); итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме ( ГИА-9) ; итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х классов в традиционных формах ; аккредитационные тестирования ; промежуточная и итоговая внешняя диагностика учебных достижений обучающихся ; оценка текущей успеваемости учащихся – внутришкольный контроль
Регистр качества образования Регистр - единая информационная база достоверной, прозрачной информации о качестве образования в образовательных учреждениях г. Москвы Мониторинг качества образовательных результатов Мониторинг качества образовательных условий Мониторинг качества образовательных процессов формируют
Составляющие информационной системы управления качеством образовательного процесса
Оценивание индивидуальных достижений учащихся Оценка результатов деятельности ОУ Оценка качества обучения в разрезе районов Окружная система оценки качества обучения Структуры оценки качества обучения Оценка результатов деятельности класса
Качество образования – это интегральная характеристика степени соответствия результатов и условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям
Качество образовательных результатов Прогнозируемые результаты Реальные результаты Соответствие полученных результатов нормативным требованиям и ожиданиям.( ОСОКО) Сопоставление и анализ
Алгоритм действий Диагностика ожидаемых результатов Контроль Получение реальных результатов обучения Сравнение
Диагностируемые показатели ИРО – индекс ожидаемых результатов (% усвоения) ИКО – индекс качества обучения ИНО – индекс неуспешности ИСО – индекс степени обученности
Диагностическая карта 3 Ср. балл – 3
ИРО ИРО - индекс ожидаемой результативности (РЕЗ) (% освоения программного материала Сумма баллов х 100% = ср. балл х 20 «5» х кол-во уч-ся
ИКО ИКО - Индекс качества обучения ( доля учащихся, обучающихся на «4» и «5») Кол-во уч-ся, на «4» и «5» х 100% Общее кол-во уч-ся
ИСО ИСО – индекс степени обученности (успеваемости) (Общее кол-во уч-ся – кол-во «2») х 100% Общее кол-во уч-ся
ИНО ИНО – индекс неуспешности в обучении (ожидаемый % невыполненных заданий в контрольной работе (тесте) ИНО = 100% - ИРО
Результаты диагностики ИРО = 60% ИКО = 0% ИСО = 100% ИНО = 40% Программы диагностики
С учетом результатов проведенной педагогической диагностики Технология анализа контрольных работ (тестов)
Традиционная структура анализа письменных проверочных работ количество учащихся, выполнявших работу количество учащихся, выполнивших или не выполнивших конкретные задания работы полученные оценки и, как следствие, уровень успеваемости и качество знаний типичные ошибки результативность выполнения работы объективность выставленных оценок состояние работы с «сильными» (мотивированными ) учащимися уровень реализации ожидаемых результатов состояние работы со слабоуспевающими (немотивированными) учащимися Анализ работ с учетом педагогической диагностики (эксперимент)
Алгоритм освоения: 1. Анализ контрольной работы на бумажном носителе 2. Технология анализа с применением элементов программы 3. Полностью автоматизированная обработка
Предварительная подготовка к тесту (контрольной работе) 1. Изучение материалов кодификатора по предмету
Предварительная подготовка к тесту (контрольной работе) 2. Составление (уточнение) календарно-тематического планирования с учетом кодификатора (Банк КТП)
Модель КТП по геометрии 10 класс ( 2 урока в неделю, 66 уроков в год)
Предварительная подготовка к тесту (контрольной работе) 3. Определение контролируемых элементов и видов деятельности в проверяемой работе ( в соответствии с КТП) ГОСприемка
Предварительная подготовка к тесту (контрольной работе) 4. Включение элементов в текущий контроль знаний (проверочные, самостоятельные работы, экспресс- опросы в конце урока)
Данные текущей успеваемости по физике
Проведение контрольной работы Объективизация, достоверность – перевод системы внутреннего контроля во внешний.
Анализ контрольных работ, тестов Внутренняя оценка Внешняя оценка ОУ Учитель Программы
С учетом диагностики ожидаемых результатов обучения Анализ результатов деятельности класса
Экспресс –анализ класса Материалы классного журнала: А) оценки за контрольные работы, тесты (без проверочных, самостоятельных, сочинений, изложений) ( по русскому языку – 1-я за диктант) Б) оценки за учебный период
Экспресс –анализ класса Методы: А) на бумажном носителе Б) С применением программы анализа класса В) с применением программы анализа класса и анализа контрольных работ (внешний контроль)
Вопросы экспресс-анализа А) на бумажном носителе 1 вопрос. Каково общее количество учащихся в классе? Какое количество «отличников» и «хорошистов» в этой четверти? Есть ли учащиеся, имеющие одну «4» или одну «3» по какому – либо предмету? Имеются ли неуспевающие или неаттестованные?
Ответ Для ответа на этот вопрос необходимо отметить на стр. 2 условными обозначениями (+ или др.) «успевающих на 5», «успевающих на 4 и 5» и неуспевающих. Выделить 3, 4 (по одной) и 2 (все).
Вопросы экспресс-анализа 2 вопрос. Каковы результаты контрольных работ и их уровень в сравнении с нормативными показателями ? Ответ Необходимо сравнить средние показатели контрольных работ с нормативными показателями и определить уровень.
Определение уровней Характеристикауровней высокий (70% и выше), достаточный (60- 69%), низкий (меньше 60%)
Вопросы экспресс-анализа 3 вопрос. Имеется ли разрыв в оценочных показателях и результатах контрольных работ? Разрыв 10% и более свидетельствует об оценивании без учета освоения учащимися соответствующих видов деятельности. Ответ. Сравнить показатели по каждому предмету.
Вопросы экспресс-анализа 4 вопрос. Каковы результаты контрольных работ и их уровень в сравнении с ожидаемыми показателями (ИРО)? Ответ Необходимо сравнить средние показатели контрольных работ с ИРО и определить уровень.
Определение уровней Характеристика уровней Если больше - оптимальный уровень Если меньше : от 0 до 4%- оптимальный уровень, от 5 до 9% - достаточный, 10% и выше – критический
Вопросы экспресс-анализа 5 вопрос. Имеются ли проблемы в преподавании отдельных дисциплин (определяются по наименьшим оценочным показателям). (Особое внимание следует уделить предметам, показатели которых не только самые низкие в классе, но и низкие по уровню освоения и в сравнении с ИРО)
Вопросы экспресс-анализа Каков характер этих проблем (сложность предмета, низкая квалификация учителя, внедрение новой технологии, экспериментальная работа, межличностные конфликты, другое)? Проблемные показатели отмечаются буквой П.
Вопросы экспресс-анализа 6 вопрос. Есть ли учащиеся, не освоившие изучаемый материал? Ответ. Если по всем контрольным работам по предмету стоят оценки 2, изучаемый материал учащимся не освоен.
Вопросы экспресс-анализа 7 вопрос Подтверждены ли оценки за четверть оценками, выставленными учащимся за контрольные работы? (Оценки, выставленные учителем за четверть, должны подтверждаться оценками за контрольные работы ) Ответ: Сравнить оценки за контрольные работы и за учебный период у каждого учащегося
Вопросы экспресс-анализа 8 вопрос. (для начальной школы) Имеется ли разрыв в результатах контрольных работ по русскому языку и математике? Разрыв более 5% свидетельствует о личном предпочтении учителя одного из преподаваемых предметов, что впоследствии скажется на освоении программы старших классов. Ответ: сравниваются средние показатели этих предметов
Применение программ Б) Программа анализа класса В) Совмещенная программа анализа класса и анализа контрольных работ (внешний контроль) Программы
Учитель Школьный сервер Администрация школы Сбор данных от классов Получение отчетов об успеваемости и других данных Импорт текущих оценок в Электронный журнал»
Модель системы оценки качества общего образования – эффективный инструмент для активного стимулирования работы педагогического коллектива по повышению качества образования. Внутришкольная система ОКО Анализ результатов учебной деятельности класса, учителя, школы
Система информационных потоков (разграничение доступа) Уровень Характеристика отчета и пользователи Доступ - ОУ - Район - Округ - Полный для администрации ОУ - Обобщенный для ОМЦ и и управления образования - Обобщенный для ОМЦ и управления образования - Администрация ОУ - Кураторы районов, методисты - Начальник управления - Директор ОМЦ
Аналитический отчет отчет о качестве обучения в ОУ Анализ результатов учебного процесса ГОУ СОШ ____ г. Москвы За 3 триместр 2009/2010 гг. Москва – 2010
Структура отчета ОУ 1. Общие итоги 2. Итоги по классам 3.Результаты освоения образовательных программ 4 Анализ результатов обучения 5. Прогноз повышения качества 6. Управленческие действия по повышению качества образования 7. Мониторинг результатов (программы, текст)
Аналитический отчет о качестве обучения в районе Анализ результатов образовательного процесса в ОУ Академического района за за 4 четверть / 3 триместр уч. г. Москва – 2010
Структура отчета 1. Общие итоги 2.Результаты освоения образовательных программ 4 Рейтинг ОУ в районе 5. Рекомендации по повышению качества образования 6. Оценка эффективности управленческой деятельности 7. Мониторинг результатов
Аналитический отчет о качестве обучения в округе Анализ результатов учебного процесса в Юго-Западном округе г. Москвы за 4 четверть / 3 триместр уч. г. Москва – 2010
Структура отчета 1. Общие итоги 2.Результаты освоения образовательных программ 4 Рейтинг районов 5. Рекомендации по повышению качества образования 6. Рейтинг ОУ 7. Мониторинг результатов
1.Оценка эффективности образовательного процесса на основе педагогической диагностики и методов педагогической квалиметрии; 2.Получение объективной информации о результатах образовательного процесса; 4. Использование внешней (независимой) экспертизы. 5. Оценка эффективности профессиональной деятельности учителя и педагогического коллектива в целом; 6. Принятие обоснованных управленческих решений, Повышение качества образовательного процесса; Практическая значимость окружной системы оценки качества обученности для администрации образовательных учреждений
1.Трудоемкость; 2.Вероятность потери информации в ходе обработки; 3.Отсутствие автоматизированного перевода аналитических данных в текст для последующей распечатки; 5. Нет возможности сравнения, сопоставления, так как отсутствует база данных; 6. Недостаточная ИКТ-компетентность педагогов и руководителей ОУ. Проблемы
ГОРОДСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА : «Формирование модели оценки качества общего образования в городе Москве» 63 ОУ 28 ОУ 23 ОУ 11 ОУ 6 ОУ 7 ОУ 5 ОУ 2 ОУ 1 ОУ
МОСКОВСКИЙ РЕГИСТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СЕРВЕР ОКРУЖНОЙ СЕРВЕР ШКОЛЬНЫЙ СЕРВЕР ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
С праздником! Спасибо за внимание.