Тема: «Деепричастие» (обобщающий урок) Цели: 1)повторить, обобщить и систематизировать изученное по теме «Деепричастие»; 2)Показать роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях; 3)Воспитывать любовь к родному слову.
Обозначьте орфограммы, объясните смысл пословиц: Не взявши топора, избы не срубишь. Не работая, сыт не будешь. Орфографическая зарядка
1. Диктант «Угадай словечко» Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон здания. Автобус, идущий с высокой скоростью и с остановками только на крупных станциях. Расстояние, промежуток между чем-нибудь. Испускать сияние. Сочетание, взаимное расположение чего-нибудь. Совокупность притоков реки, озера и т.п., а также площадь стока поверхностных вод в водоёмах. Словарная работа
Чтение рассказов, написанных дома с использованием словарных слов Проверка домашнего задания
Кипя, шипя, Журча, ворча, Струясь, крутясь, Сливаясь, вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободном задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Лодорский водопад
Работа по группам : найти в тексте слова, обозначающие добавочное действие 1-ая группа – по слуховым впечатлениям 2-ая группа – по зрительным впечатлениям 3-ья группа – по движению 4-ая группа – по аналогии с человеческими качествами
Объяснить смысл фразеологизмов Делать что-либо спустя рукава. Еле волоча ноги. Сидеть сложа руки. Жить припеваючи. Работать не покладая рук. Бежать не чувствуя под собой ног.
Выборочный диктант Деепричастия несовершенного вида Низко согнувшись Усердно трудиться Легко скользя Постепенно замирая Деепричастия совершенного вида Поджав под себя ноги Напившись воды Разгораясь на солнце Положив документы
Игра «Исправь ошибки» Объяснительная записка При транспортировке ящика «Предложения с деепричастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно. Резолюция на этом документе была такова: «Принять меры по привидению содержимого ящика в исходное состояние».
Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли. Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду. Тяжёлый парус поднимая, я побежал домой. Прилетев на место, рыбак идёт на дальний лов. Исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части
Что удалось повторить на уроке? Итог урока
«Что можно знать о человеке, не увидев ни разу, как он работает?!» (Расул Гамзатов) Согласны ли вы с изречением известного поэта? Напишите свои размышления по этому поводу, используя в своём сочинении деепричастия с НЕ и деепричастные обороты. Домашнее задание