Цель : понять суть и смысл технологии эффективного чтения. Задача : сформировать навык работы по алгоритму. Чему должны научиться ( желаемый результат ): способности и умению самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Уметь выделять опорные слова, для того, чтобы составлять опорную сеть. Понимать авторскую позицию. Формировать свою позицию.
I.Проверка теоретической подготовки. Что такое дифференциальный алгоритм ? Опорные слова ? Опорная сеть ? доминанта.? несут основную опорные слова + смысловая часть смысловую вспомогательные то, чему хочет нагрузку слова научить нас автор истинное содержание Ход урока.
(1) На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку скрипку. (3) На ней играл Вася - поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка ? (5) О чём - то очень большом, (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась ? (7) Тревожно и горько мне, (8) Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище ! (9) Вася, не переставая играть, говорил : «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит : любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор ». (17)« Спасибо вам, дяденька », прошептал я. (18)«3 а что, мальчик ?» -(19)«3 а то, что я не сирота ». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла, это и была моя родина. (25)... Прошло много лет. (26) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда - то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда - то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда - то, заставляла что - нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. ( По В. Астафьеву ) II. Работа с текстом.
1. Внимательно прочитать текст, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. 2. Выделить опорные слова. 3. Составить опорную сеть. 4. Ответить на вопросы. 5. Найти доминанту в тексте. ( Музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать. Автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека.) ДОМИНАНТА. Фрагмент повести Астафьева Виктора Петровича « Последний поклон ».
Невозможно не согласиться с Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. Примером может служить всем известная песня Священная война, написанная композитором А. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым - Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с ее суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди шли на смертный бой. Вставали плечом к плечу на защиту Родины. Я надеюсь, что данный текст заставил вас задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни. Слово учителя.
Интегральный алгоритм. ( Зрительный образ ). Второй способ анализа текста.
Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что - нибудь о Матрёне и как - то с новой стороны осветила мне умершую. Ефим её не любил. Говорил : люблю одеваться культурно, а она кое - как, всё по - деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел. Все отзывы её о Матрёне были неодобрительны : и нечистоплотная она была ; и за обзаводом не гналась ; и не бережная ; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему - то не любила ; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно ( и самый повод вспомнить Матрёну выпал некого было дозвать огород вспахать на себе сохою ). И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. И только тут из этих неодобрительных отзывов золовки выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок. В самом деле ! ведь поросёнок - то в каждой избе ! А у неё не было. Что может быть легче выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды ! Трижды в день варить ему, жить для него и потом зарезать и иметь сало. А она не имела... Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по - глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти. Грязно - белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. Текст Александра Исаевича Солженицына « Матренин двор ».
1.Выделение опорных слов. 2.Выделение смысловых лучей. 3.Выделение доминанты. ( Праведность не оценивается по достоинству окружающими. Вечная проблема – взаимоотношение между людьми. Эта проблема касается целого мира.) Ход работы с текстом.
I.а ) Что за помещение ? б ) Скрипка – обычный инструмент ? в ) Кого жалеет герой ? II. Что самое дорогое ? III. a) За что спасибо ? б ) Что изменилось в мире ? IV. а ) Место действия ? б ) Что случилось с музыкой ? в ) Что заставляет музыка ? г ) Кто не видел Родину ? Вопросы по тексту.
Смысловые лучи. Матрена Имущество коза Кошка Фикусы… Золовка селяне Вспоминали Нечистоплотная За обзаводом не гналась Не бережная Поросенка не держала Помогала бесплатно Говорила презрительно О сердечности Ефим Одевалась по-деревенски Не любил Завел сударку не понимал её Не гналась за нарядами Не выбивалась Не понятая всеми Брошенная Схоронившая 6 детей Чужая Смешная Работала бесплатно Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.
Слово учителя « Не стоит село без праведника » – так гласит народная мудрость. А в рассказе А. Солженицына « Матренин двор » она становится проблемой, потому что эта праведность не оценивается по достоинству окружающими.
Каким способом можно анализировать текст ? Ответ : Дифференциальным и интегральным. Вывод