Учитель биологии МОУ СОШ 2 п.Мостовского Краевая Г.Н.
Новые социальные требования к системе российского образования В условия модернизации Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ Технология позиционного обучения реализовывалась на факультете дошкольного образования и факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета и на факультете социальной психологии Московского городского психолого- педагогического Университета коллективом преподавателей под руководством Н.Е. Вераксы. Основные идеи и первая рефлексия позиционного обучения впервые были опубликованы Н.Е. Вераксой в журнале « Вопросы психологии» 3, 1994г
Технология позиционного обучения Работа с учебной информацией Работа с учебной информацией Работа в малой группе Работа в малой группе Подведение итогов Подведение итогов
ЛИСТ УЧИТЕЛЯ Тема урока Тема урока Цель урока Цель урока Оборудование (обязательное и общее) Оборудование (обязательное и общее) ШагиДействия учителейДействия учениковПримечание + - 0
Памятка для учащегося Руководитель -имеет право представлять группу, при обсуждении дает слово каждому, может назначить любого члена группы для представления. Секретарь – записывает общее мнение группы. Контролёр – ведет учет баллов, заполняет «Лист контроля группы» Оптимист – одобряет любое мнение. Критик – всё подвергает сомнению. Экспедитор – отвечает за оборудование. Лист контроля группы Ф.И.О.ТезисСимволКлюч. слова СхемаПоэтыПрактикаВопросСуммаИтог
А Л Г О Р И Т М Ш А Г О В 1.Тезис – отобрать в тексте параграфа главную идею. 2.Символ – нарисовать наглядный образ изучаемой темы. 3.Ключевые слова – составить список и дать их определение. 4.Схема – отобразить изучаемую тему в виде схемы. 5.«Поэты» - отобразить тему в поэтической форме: в стихотворениях или в прозе. 6. Практика: а) эксперимент; б) применение в жизни. 7. Рефлексия – определить трудности в изучении темы. 8. Вопрос – составить содержательные вопросы для других групп.
Тема урока: «Общие признаки живого». Задачи урока: сформировать знания о общих признаках живого, развить. понятие об автотрофном и гетеротрофном типе питания. Оборудование: рисунки организмов разных царств живой природы, таблица «Эволюционное древо».
ШагиДействия учителяДействия учащихсяПримечание ТезисОбщие свойства жизни характеризуют своеобразие живой материи и её отличие от неживого. Учащиеся сами выбирают из текста параграфа основную мысль и записывают её в тетрадь Ключевые слова темы ФОРМИРУЕМЫЕ Самовоспроизведение - важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни; процесс воспроизведения себе подобных. Вирусы - неклеточные формы жизни Рост - необратимое увеличение размеров и массы организма, связанные с появлением у него новых клеток Развитие - качественные изменения в организмах РАЗВИВАЕМЫЕ Автотрофы – организмы, способные синтезировать органические вещества используя энергию Солнца. Гетеротрофы – организмы, потребляющие уже готовые органические вещества, образованные автотрофами. Эволюция - длительный исторический процесс развития органического мира от простых форм к более сложным. Учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова и их определения ПоэтыЖивая природа от неживой очень отличается. Всё живое на Земле растёт и развивается, дышит и питается. И даже размножается. Учащиеся составляют свои стихи по теме.
Практика1. Какие важнейшие свойства живого присущи всем живым существам? 2. Поясните разницу между понятиями «рост» и «развитие» 3. Установите правдивость утверждений: а) Самовоспроизведение - это сохранение своей жизни; б) Приспособленность обеспечивает ориентировку организма в окружающей среде; в) Эволюция - это развитие организмов. Учащиеся отвечают на вопросы. РефлексияЧто вызвало затруднение?Учащиеся называют трудности, с которыми встретились на уроке. ВопросКаждая группа учащихся готовит вопросы и задаёт другим группам. ЭкспертизаПодводятся итоги. Подчитываются баллы. Выставляются оценки.
Тема урока: Многообразие форм жизни. Структурные уровни организации жизни. Задачи урока: развить понятие организма как биосистемы, о средах жизни и многообразии организмов обитающих в них, сформировать знания о структурных уровнях организации жизни Оборудование: рисунки организмов разных царств живой природы, таблицы «Структурные уровни организации жизни», «Среды жизни и их обитатели»
ШагиДействия учителяДействия учащихсяПримечание ТезисВ историческом развитии жизни на Земле возникло разнообразие форм живого, обусловленное не только обитанием в разных средах жизни, но и уровнем сложности организмов. Учащиеся сами выбирают из текста параграфа основную мысль и записывают её в тетрадь Ключевые слова темы Биосфера – область Земли, где существует жизнь в ее различных формах. Гидробионты – живые существа, населяющие водную среду. Аэробионты (террабионты) – организмы, населяющие наземно-воздушную среду. Педобионты – обитатели почвенной среды. Эндобионты – организмы, обитающие внутри другого живого существа. Биосистема – форма жизни, обусловленная взаимодействиями живых компонентов. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ Молекулярный Клеточный Организменный Популяционно-видовой Биогеоценотический Биосферный Учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова и их определения
СХЕМА СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Уровень организацииПоясненияНауки, занимающиеся этими вопросами Молекулярно - клеточныйРассмотрение строения и функционирования организмов на уровне клеток и составляющих их молекул. Биохимия, цитология, биофизика ОрганизменныйРассмотрение строения и жизнедеятельности организма в целом. Анатомия, морфология, физиология, генетика. Популяционно -видовойУстановление закономерности взаимоотношений между особями, их связи со средой обитания. Экология, эволюционное учение. БиогеоценотическийВзаимосвязь организмов в сообществе.Экология БиосферныйЗакономерности функционирования глобальной экосистемы биосферы. Экология, учение о биосфере, геохимия.
Поэты А в природе всё живёт: Вот из норки крот ползёт: Крот ведь в почве обитает. Птица в небе пролетает, Зайчик в поле пробегает, Обитают они дружно в среде наземно -воздушной. А в воде у нас живет И дельфин, и кашалот, Осьминог и даже кит. Ну а где, скажите где Проживает паразит, Что всегда и всем вредит. Отвечают дружно все: В организменной среде. Практика 1. Расставьте по возрастающей степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический. 2. Подумайте: если одуванчик (как пример организма) является биосистемой, то какие взаимодействующие компоненты обеспечивают её целостность? 3. Какое из данных утверждений правильное? а) Биосистема сумма живых организмов б) Биосистема - совокупность её взаимодействующих частей. Учащиеся каждой группы отвечают на вопросы. Рефлексия Что вызвало затруднение?Учащиеся называют трудности, с которыми встретились на уроке. Вопрос Каждая группа учащихся готовит вопросы и задаёт их другим группам Экспертиза Подводятся итоги. Подсчитываются баллы. Выставляются оценки.
В Ы В О Д. Технология позиционного обучения актуальна в настоящее время, т.к позволяет развивать способности учащихся в сопоставлении, сравнении изучаемого материала, дает возможность предлагать свои варианты решений, развивает творческие способности (креативное мышление). Данная технология может быть использована при обучении детей в образовательном учреждении с 6 по 11 класс. Данная технология позволяет оценивать весь класс, занять каждого учащегося работой, исследованием (отсутствует проблема дисциплины).Общение на уроке проходит эмоционально, каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает свою значимость.