Общие рекомендации по повышению безопасности дорожного движения на уровне местного самоуправления Сваткова Е.А., Директор ООО «АвтоДорожный Консалтинг» , С-Петербург
Темы 1.Область ответственности органов местного самоуправления 2.Системный и комплексный подход 3.Базовые принципы 4.Модель действий Цель - Обеспечение безопасности дорожного движения
1.Область ответственности органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения
Правовые инструменты, определяющие ответственность: 1.Конституция РФ 2.N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 3.Другие законодательные акты федерального, регионального и местного уровней (Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, «О безопасности дорожного движения», «О некоммерческих организациях»)
Область ответственности органов местного самоуправления N 131-ФЗ Местное самоуправление - форма осуществления народом власти, обеспечивающая: А) самостоятельное ( в рамках Конституции РФ ) Б) под свою ответственность решение населением (непосредственно или через органы МС) вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций
Ответственность местного самоуправления и дорожная аварийность ?
Негативные последствия для сообщества от повышения уровня автомобилизации Доля в составе общих издержек, % от ВВП ЕСРФ, в т.ч. города РФ 1.Перегруженность Аварийность Влияние на среду, в т.ч: Загазованность Шум Итого4.1%13.7%15.0%
4.1-15% от ВВП
Вывод: Доказано: Величиной негативных транспортных факторов (перегруженностью, аварийностью и негативным воздействием на окружение и здоровье) можно управлять
? Каким образом это можно делать на уровне муниципалитета?
Базовые вопросы местного ведения, определяющие степень перегруженности (ФЗ-131) 1.Утверждение генпланов, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования 2.Формирование, исполнение бюджета 3.Пользование муниципальным имуществом
Следствия решения базовых вопросов: Содержание и строительство дорог Освещение улиц, благоустройство, указатели Качество транспортных услуг для населения Деятельность аварийно- спасательных служб Безопасность населения
Вывод: Дорожная аварийность: в определяющей степени – следствие решений (причин), принимаемых на местном уровне создает ущерб, подрывающий ВВП местного сообщества Следовательно, повышение дорожной безопасности – задача для решения в интересах и, в значительной степени, в области ответственности местного сообщества
Возможный комментарий: Области ответственности, определяемые ФЗ 131, обширны, а ресурсы местного сообщества ограничены
Распределение финансовых ресурсов в России: 90% Территориальный уровень Муниципальный уровень 9% 1% Федеральный уровень
Распределение финансовых ресурсов в Финляндии Территориальный уровень Национальный уровень Муниципальный уровень
Прогноз для России Неизбежность переноса центра тяжести с федерального уровня на региональный и местный для повышения устойчивости государственной системы ?
Понятие ресурсы? Организационная структура: Система производства: Планирование Организация Мотивация Контроль РЕЗУЛЬТАТ: ПРОДУКЦИЯ УСЛУГИ Под-система поддержки (Аутсорсинг) Над-система планирования и контроля РЕСУРСЫ: Профессионалы Материалы Технологии Финансы Информация
Необходимые ресурсы, которые должны быть сбалансированы: 1.Информация 2.Профессионалы 3.Технологии 4.Материалы 5.Финансы
1. Ресурс «Информация» 1.Информация – отправной ресурс Информированность позволяет рационально распределять имеющиеся ресурсы, получая максимум отдачи (пример) 2.Информация привлекает финансирование путем: Доказательного обоснования потребностей (пример) Разработки результативных программ Подготовки заявок и привлечение финансирования, дополняющего бюджетное
2. Ресурс «Профессионалы» 1.Информированные профессионалы: генерируют идеи и предложения готовят обоснования, заявки, программы, внедряют технологии, материалы рационально используют и привлекают финансовый ресурс
Справка: Профессионал - это тот, кто: 1.Имеет соответствующее образование 2.Имеет опыт практической деятельности 3.Постоянно актуализирует базовые знания и опыт
3. Ресурс «Технологии» Аксиома: Каковы профессионалы, таковы и технологии. Выбор среди технологий: Устаревших, применяемых из-за отсутствия информации и стимулов к развитию Традиционных, применяемых из-за отсутствия конкуренции Догоняющих инновационных, заимствованных у лидеров, адаптированных и совершенствуемых Взрывных инновационных – результат новых идей, выращиваемых на почве инфраструктуры инноваций, в климате, благоприятствующем новаторству
Справка: Американские данные: Большую часть экономической выгоды приносят усовершенствования, производимые в процессе практического применения заимствованных технологий
4. Ресурс «Материалы» Использование качественных материалов выгоднее для сообщества из-за более высоких эксплуатационных характеристик и снижения затрат по содержанию Выгода становится очевидной только при дальновидном и прагматичном мышлении
5. Ресурс «Финансы» Достаточность (количество) ресурса «финансы» зависит от качества ресурсов: 1.Информация 2.Профессионалы 3.Технологии 4.Материалы
Местное самоуправление - Пример из российской истории: В 18-19вв - форма усиления регионального управления при помощи института наместничества (генерал-губернаторства) Наместничество вводилось в пограничных областях и на удаленных территориях Задача наместника – проведение политики центра с адаптацией к местной специфике Результат: Введение института наместничества содействовало развитию и интеграции в Российскую империю регионов Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Украины
Цель института наместничества : 1.Решать на месте вопросы, ранее решаемые в министерствах, 2.Предпринимать действия в интересах всего государства но с учетом местных обстоятельств и традиций 3.Снижение бюрократии и коррупции, повышение оперативности и качества принимаемых решений 4.Развитие края в составе государства
Кавказ В начале 1840-х непрерывные военные действия Угроза отделения Кавказа и снижение безопасности границ Назначение генерал- губернатором М.С. Воронцова Причина кризисной ситуации– буквальное служение российскому закону, игнорирование местных традиций, противостояние, упадок Внесение наместником поправки – Необходимо служение не закону, а государству при помощи правовых инструментов, адаптируемых и развиваемых для лучшего достижения цели в конкретных местных условиях
Политика М.С.Воронцова на Кавказе Не столько силовое, сколько нравственное покорение Кавказа через слияние интересов народов Кавказа с интересами России (интеграция) Главный принцип проведения этой политики – создание условий для того, чтобы население мирным трудом содействовало развитию края
Составляющие политики 1.Культура, искусство – улучшение нравов как основа для ведения всех дел – креативные технологии 2.Привлечение ученых, военных, чиновников, художников, литераторов – т.е. профессионалов в различных областях 3.Экспедиции по исследованию малоизученных областей, коллекции, труды ученых по изучению края – сбор информации 4.Размежевание земель, карты – оценка природных ресурсов 5.Станции и лаборатории метеонаблюдений – наблюдения (климат, погода) сбор данных для оценки рисков 6.Строительство дорог, мостов, открытие новых транспортных сообщений – развитие логистики 7.Промышленность, сельское хозяйство – инвестиционные проекты, создание рабочих мест 8.Учреждение обществ (сельского хозяйства, географическое, благотворительные) – развитие гражданского общества 9.Газеты, календари - исторический, географический, библиотеки –развитие связей с общественностью через СМИ 10.Просвещение, наука – развитие человеческого капитала 11.Сеть земских учреждений и учебные заведения для детей из социальных низов - социальный лифт
Результат: Рост дохода Региона (Кавказ + Закавказье + Новороссийский край): 1845 год -1.6 млн руб 1849 год -2.2 млн руб 1852 год -6.2 млн руб Увеличение дохода за 7 лет почти в 4 раза Увеличение численности населения Тифлиса – с 25 тыс. до 44 тыс.чел.
2. Системный и комплексный подход при повышении безопасности дорожного движения
Понятия: Дорожное движение – сложная динамическая система, которая объединяет водителя, автомобиль, дорогу и окружение. Дорожно-транспортное происшествие – сбой в сложной динамической системе Устранение системных сбоев требует системного подхода
Составляющие ДТП Дорога 34% 57% 3% 2% 3% 27% 6% 1% Человек 93% Автомобиль 12%
Сочетание факторов риска Отрасли и сектора - двигатели Степень изученностиРезультат Человек/ Автомобиль 6% Автомобиле- строительная отрасль, образование, техосмотры Область активных исследований с высокой степенью изученности Стандарты безопасности Правила и руководства по технической эксплуатации Эргономические стандарты Автомобиль/ Дорога 1% Автомобиле- строительная, Дорожная отрасли Исследованная область, законы физики и математика Стандарты безопасности Правила дорожного движения Нормы дорожного проектирования Человек/ Дорога* 27% Дорожная отрасль Слабо изученная область, стадия сбора обоснований Отсутствие норм и стандартов Развитие и формализация методологии Человек/ Автомобиль/ Дорога 3% Транспортная отрасль, предприятия, контролирую щие органы Область медицинских исследований для совершенствования трудового законодательства и повышения техники безопасности в транспортной отрасли Нормы труда и отдыха профессиональных водителей Рекомендации по развитию объектов придорожного сервиса Области ответственности за улучшение
Вовлеченные стороны Бизнес Государство Гражданское общество Исполнительная власть Законодательная власть Правосудие Силовые структуры Службы экстренного реагирования Производители автомобилей Подрядчики (проектирование, строительство содержание дорог) Производители дорожного обустройства Школы вождения СМИ Кино, реклама Родители Здравоохранен ие Образование Общественные организации Наука
Бизнес Государство Гражданское общество Партнерство Общая цель – Повышение безопасности
Условие для применения системного подхода в достижении общей цели (повышение безопасности) - зрелость сообщества Созревание сообщества имеет 3 стадии: 1-я стадия – начальная 2-я стадия – появление первых результатов 3-я стадия – готовность к применению системного подхода, постановке общей цели, сотрудничеству, инновациям – прорыв в снижении аварийности, перелом и устойчивость повышения безопасности
1 - Начальная стадия процесса «созревания» сообщества: Начало - сигналы о проблеме (статистика ДТП и ее сравнение со статистикой других стран) Сигналы привлекают к проблеме внимание профессионалов Профессионалы активизируют СМИ, которые привлекают к проблеме внимание бизнеса и общественности Общественность обеспокоена
2 - Стадия повышения зрелости и появление результатов по снижению аварийности 1.Авторитетные и уважаемые в сообществе лидеры продвигают безопасность (врачи, ученые, НКО) 2.Руководство и политические лидеры принимают личные обязательства по улучшению ситуации на дорогах 3.Личные обязательства доказываются личным примером 4.Пример публичных людей служит примером для остальных
3 - Готовность сообщества к решению задач на основе системного подхода 1.Базы данных ДТП, анализ 2.Повышение квалификации специалистов на основе самых современных знаний 3.Выявленные участки концентрации ДТП, управление рисками (предупреждение) 4.Выявлены группы риска участников дорожного движения. 5.Активные общественные организации 6.Национальная программа, Комиссия координирует выполнение, оказывая поддержку Комиссиям на региональном уровне 7.Обучение и профилактика (системы школьного, профессионального образования, система повышения квалификации) 8.Ужесточение законодательства и наказаний 9.Технологичная система техосмотров 10.Исследования и пилотные проекты, 11.Ряд профессионалов получают международное признание 12.Участие российских профессионалов в международных проектах
Закономерность: Процесс развивается поступательно, отдельные фазы развития перешагнуть невозможно, однако процесс можно ускорить Катализаторы: Введение принципов (тема 3) Применение моделей (тема 4)
3. Базовые принципы повышения безопасности дорожного движения
Принципы ускорения Сконцентрировать усилия на решении задач: 1 – Информировать для повышения осознания проблемы общественностью и стимулирования власти к активизации действий 2 - Реализовать потенциал простых и малозатратных мер для снижения риска аварийности
1-Информирование 1.Школьные программы 2.Программы подготовки водителей 3.Информационные кампании
2 - Простые и малозатратные меры 1.Ремни безопасности и детские кресла 2.Ближний свет фар в любое время суток и на всех дорогах 3.Отражатели в различных формах как неотъемлемый элемент безопасности пешехода в темное время (одежда, обувь, рюкзаки и т.д.) 4.Использование зимних шин 5.Обустройство для сдерживания скорости движения на опасных участках дорог
4. Модели действий по повышению безопасности дорожного движения
Модель? Модель – это упрощенное и образное представление сложной системы для помощи в расчетах и прогнозировании
Модель - пример 1 Сообщество – скоростное шоссе: 1.Бизнес- 100 км/час 2.Гражданское общество – 80 км/час 3.Исполнительная власть – 60 км/час 4.Законодательная власть – 40 км/час 5.Образование – 20 км/час 6.Наука
Модель - пример 2 Пирамида гармонии Исполнительная властьЗаконодательная власть БИЗНЕС НАСЕЛЕНИЕ Налоги, рабочие места Эталонная модель поведения
Модель - пример 3 Двигатели инновации в каменном веке 1.Смена климата 2.Смена объектов охоты 3.Контакты с более развитыми племенами
Модель - пример 4 Матрица Хэддона Фазы аварии: 1.До аварии 2.Во время аварии 3.После аварии
Структура матрицы для ДТП : Фаза ДТПЧеловекАвтомобильДорога ДО ВО ВРЕМЯ ПОСЛЕ Что можно сделать чтобы предупредить Что можно сделать чтобы снизить тяжесть Что можно сделать чтобы помочь Что можно сделать чтобы помочь пострадавшим
ФАЗЫ ДТП И НАПРАВ- ЛЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ФАКТОРЫ РИСКА И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИХ ПОДАВЛЕНИЯ Цель действийЧЕЛОВЕКАВТОМОБИЛЬ ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА До ДТП (Попытка снизить риск ДТП, преду- преждение) Информирование Обучение Поведенческие установки Законы и правила Контроль за соблюдением правил Предупреждение управления автомобилем в опасных состояниях Продвижение использования средств активной и пассивной защиты Продвижение более безопасных транспортных средств Хорошее эксплуатационное состояние транспортного средства Использование активных средств предупреждения ДТП (зимние шины, ABS, ближний свет фар) Проектные характеристики дороги Наличие горизонтальной и вертикальной сигнализации (разметка на покрытие, столбики, светоотражающие элементы, виброполосы, разделительные барьеры) Наличие информации, предупреждающего дорожного обустройства (шиты, знаки, указатели) Наличие освещения Наличие услуг придорожного сервиса Наличие обустройства для безопасного пешеходного и велосипедного движения
ФАЗЫ ДТП И НАПРАВЛЕН-НОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ФАКТОРЫ РИСКА И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИХ ПОДАВЛЕНИЯ Цель действийЧЕЛОВЕКАВТОМОБИЛЬДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Во время ДТП (Попытка снизить тяжесть ДТП) Использование пассивного защитного оборудования Срабатывание защитных ресурсов автомобиля (особенности дизайна, масса, бампера, каркас) Наличие и срабатывание оборудования пассивной защиты (ремни безопасности, подголовники подушки, детские кресла) Особенности дороги (состояние покрытия в результате мероприятий по содержанию, состояние полосы отвода, уклоны откосов) Срабатывание дорожного обустройства (барьерные ограждения, противоударные устройства для опор дорожных сооружений)
ФАЗЫ ДТП И НАПРАВ- ЛЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ФАКТОРЫ РИСКА И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИХ ПОДАВЛЕНИЯ Цель действийЧЕЛОВЕКАВТОМОБИЛЬДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА После ДТП (Попытка стабилизировать ситуацию и оказать помощь пострадавшим) Способность оказания первой помощи Анализ действий человека, приведших к ДТП и действия по минимизаци и риска повторения подобных ошибок Наличие средств по оказанию спасательных действий собственными силами (аптечки, огнетушителя) Минимизация риска возгорания Анализ причин, способствовавших возникновению ДТП и реализация защитных функций конструкции и оборудования транспортного средства Быстрое информирование о ДТП Наличие служб спасения и их оперативность Наличие препятствий на дорогах для быстрого прибытия служб спасения Анализ причин, связанных с дорожной инфраструктурой и сопутствовавших внешних условий, способствовавших возникновению ДТП
ФАЗЫ ДТП И НАПРАВЛЕН- НОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ФАКТОРЫ РИСКА И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИХ ПОДАВЛЕНИЯ Цель действийЧЕЛОВЕКАВТОМОБИЛЬДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА До ДТП (Попытка снизить риск ДТП) Группа I Пешеходы, велосипе- дисты 1. Проведение кампаний и программ «Дорогу - пешеходу!» 2. Обеспечение светоотражателями уязвимых участников ДД (пожилые, дети) 3. Проведение разъяснительных кампаний о необходимости использования средств защиты для велосипедистов 4. Проведение в школах уроков по БДД Партнеры: ГИБДД, Департамент образования АО, НКО, средства массовой информации 1. Проведение мероприятий, направленных на предупреждение ДТП с участием пешеходов и велосипедистов (использование ближнего света фар, ABS, зимних шин): информирование (выпуск и раздача буклетов), контроль. Партнеры: ГИБДД, НКО, средства массовой информации 1.Проведение аудита дорожной безопасности на участках концентрации ДТП с участием пешеходов и велосипедистов. 2.Реализация мер по снижению дорожной аварийности на выявленных участках концентрации ДТП с участием пешеходов (велосипедистов): А/д «Архангельск-Белогорский- Пинега-Кимжа-Мезень» участок км – км (п. Уемский): - устройство электроосвещения участка (на всем протяжении п. Уемский км – км ); -устройство тротуаров (на всем протяжении п. Уемский км – км ); -устройство перильных пешеходных ограждений (на всем протяжении п. Уемский км – км )...
Модель-матрица помогает решать задачи безопасности системно Предусматривает действия: в отношении каждого фактора риска в каждой фазе ДТП
Преимущества: 1.Порядок и системность 2.Охват всех компонентов проблемы 3.Распределение ответственности по ведомствам 4.Планирование координированных действий 5.Основа для составления программ
Модель для проектирования программ Модель - пример 5
Программа ? Желаемый результат Конкретная цель Общая цель Конкретная цель Стратегия Программы Проекты Конкретная цель Желаемый результат Программа – мост от стратегических целей к конкретным действиям
Исходное состояние «ДО» Желаемое состояние «ПОСЛЕ» Технологическая последовательность реализации Программы
Программный цикл
Пример: Программа по повышению безопасности дорожного движения
Шаг 1. Анализ статистики и фактов Сбор и обновление статистических данных - исходный материал для анализа Анализ статистики позволяет: сравнивать, выявлять тенденции, обнаруживать потенциальные проблемы Важно: Статистика должна собираться в стандартном объеме и в стандартной форме, чтобы быть сопоставимой
Шаг 2. Определение проблемы Проблемы определяются на основе анализа статистики Примеры: »Время »Место »Участники ДТП »Вид ДТП
Пример: Распределение учетных ДТП с участием легкового транспорта по видам
Шаг 3. Постановка целей Т ри уровня целей: 1.Общая (политическая) цель, которая не определяется ни сроками, ни уровнем Пример: Сокращение числа погибших в ДТП 2.Определенные цели, которые имеют сроки и измеряемые ориентиры Пример: Сокращение числа погибших в ДТП пешеходов на 40% к 2012г. 2.Конкретные цели Пример: Предупреждение ДТП с участием пешеходов-детей на подходах к школам
Шаг 4. Альтернативные меры для достижения целей Поиск альтернатив включает: 1.Определение причин рисков 2.Определение возможностей для устранения рисков 3.Подбор пакетов мер
Шаг 5. Экономическая оценка каждого варианта Экономическая оценка подразумевает: 1.Оценку ВЫГОД и ЗАТРАТ Сообщества от реализации пакетов мер 2.Определение периода окупаемости затрат для каждого пакета
Шаг 6. Сравнение вариантов и выбор Сравнение вариантов = сравнение результатов экономических оценок (периодов окупаемости затрат бюджетных средств)
Шаг 7. Программирование комплекса мероприятий Рабочие планы, графики, расписания, распределение ответственности для: 1.Планирования плавной последовательности действий, минимизации рисков неудач 2.Ресурсного обеспечения 3.Организации проведения запланированных мероприятий
Пример плана действий
Планирование ресурсов
Шаг 8. Реализация комплекса мероприятий Выполнение мероприятий, предусмотренных Программой в соответствии с рабочими планами и графиками, с осуществлением промежуточного контроля результатов
Шаг 9. Сбор и анализ статистики по результатам Программы Сбор статистических данных в необходимом и достаточном объеме, в стандартной форме для сравнения параметров до и после реализации программы
Справка: Источники данных Затраты Сложность Административные данные Обычная статистика Адаптированная статистика Опросы Специальные исследования
Шаг 10. Заключение о результативности Программы 1.Цели достигнуты - положительный опыт обобщается для использования в следующих программах 2.Цели не достигнуты - устанавливаются причины, готовится анализ и рекомендации для исключения неудач при подготовке и исполнении последующих программ
Пример: Проект «Безопасность дорожного движения в Регионе Балтийского моря» Начат в 1992г. Заказчик – Совет Министров Северных стран Участники – Литва, Латвия, Эстония Один из результатов проекта – Внедрение модели для проектирования программ по повышению безопасности дорожного движения
Основные положения программ по повышению БДД стран Балтии ПоказательЛатвияЛитваЭстония Название Программы Программа по безопасности дорожного движения на гг. Национальная программа по безопасности дорожного движения на гг. Национальная программа по безопасности дорожного движения на гг. Цель программы Снизить число погибших в ДТП на 50% с 604 (в 1999г.) до 300 (в 2006г.). Снизить число погибших в ДТП на 14,3% с 706 (в 2000г.) до 605 (в 2004г.). В 2015г. В ДТП на эстонских дорогах погибнет не более 100 человек
Участники программ Показатель ЛатвияЛитваЭстония Участники Программы Mинтранс, MВД, Службы спасения, Минздрав, Министерство образования Mинтранс, MВД, Минздрав, Частные автошколы, Министерство образования Mинтранс, Общественная организация БДД (Фонд) MВД, Минздрав, Каунасский дорожно- транспортный НИИ, Министерство образования
Приоритеты программ по повышению БДД стран Балтии Показатель ЛатвияЛитваЭстония Приори- теты программ ДТП с участием пешеходов ДТП по причине алкогольного опьянения ДТП в темное время суток Снижение тяжести последствий ДТП Человеческий фактор в ДТП Обучение водителей Повышение эффективности контроля Транспортная политика совершенствова ние законода- тельства Человеческий фактор в ДТП Улучшение дорожной инфраструкту- ры и окружения Транспортная политика и совершенствов ание законодатель- ства
Динамика снижения числа погибших в ДТП в результате реализации Показатель ЛатвияЛитваЭстония Промежу- точные результаты программ (2003 г) Число погибших в ДТП удалось снизить на 18,4% по сравнению с показателем 1999г. Число погибших удалось снизить на 5,2% по сравнению с показателем 1999г. Число погибших удалось сократить на 29,3% по сравнению с показателем 1999г.
Основные мероприятия ЛатвияЛитваЭстония Изменение отношения участников ДД (обучение детей, водителей, инф.кампании, контроль) Безопасность пешеходов Повышение БДД в темное время суток Содержание дорог и переустройство участков концентрации ДТП Аудит дорожной безопасности Техосмотр Оказание первой доврачебной помощи Улучшение дорожных условий на дорогах вне нас.пунктов Вовлечение общественности в процесс повышения БДД(культура поведения и дисциплина) Повышение эффективности контроля за дорожным движением Повышение заметности участников ДД Повышение качества теоретической и практической подготовки водителей Изменение отношения участников ДД к безопасности Совершенствование программ обучения Совершенствование контроля и мер принуждения Улучшение дор. окружения Улучшение планирования дорог и улиц Изменение отношения (обучение детей, водителей, инф.кампании, контроль)
Динамика снижения аварийности Латвия с 997 (1991) до 407 (2006) Литва с 1173 (1991) до 760 (2006) Эстония с 490 (1991) до 204 (2006)
Опыт стран Балтии показал: 1.Цели и наполнение программ определяются приоритетами, а приоритеты – результат анализа причин аварийности 2.Чужие программы невозможно копировать, хотя обмен информацией и опыт – лучший способ повысить качество программ 3.Общим является алгоритм программы (модель) 4.Все успешные программы собраны из одинаковых компонентов как из конструктора
Пример: Использование опыта стран Балтии по реализации Программы для выбора целевых индикаторов для Архангельской области Ежегодно с 2010 по 2014г: Прирост парка легковых автомобилей +4.9% Прирост количества учетных ДТП +2,7% Снижение числа погибших – 3.1% Прирост числа раненых в ДТП +3.5%
Прогноз результативности Программы для сети региональных дорог Архангельской области, ггг. Предупреждение: учетных ДТП погибших раненых - Снижение издержек Архангельской области составит 1646,8 млн руб.
Архангельская область: Ожидаемое влияние Программы на снижение числа погибших в ДТП БЕЗ ПРОГРАММЫ ежегодный рост числа погибших +7,8% С ПРОГРАММОЙ ежегодное снижение -3,1%
Архангельская область: Ожидаемое влияние Программы на сдерживание роста количества раненых в ДТП БЕЗ ПРОГРАММЫ ежегодный рост числа погибших +10,7% С ПРОГРАММОЙ ежегодное снижение +3,5%
Вывод: 1.Программирование – критическое условие для: 2.Решения сложных проблем с максимальным результатом при минимальных затратах 3.Совершенствования системного подхода для решения последующих задач в области безопасности дорожного движения (пример)