Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Русский язык, 8 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы Судакова С.Р. Светлый г.
Ж___лтый попугайчик, ч___рный день, ш___пот листвы, толстые щ___ки, остаться с ноч___вкой, перемеж___вка бисером, корч___вка пней, ретуш___вка фотографий, вкусная туш___нка, частый ш рох, копч___ная колбаса, посаж___ный отец, моч___ное яблоко, дириж___р в оркестре, студент-стаж___р, Уж___ я задам тебе, озорник! Нехорош___ ругаться! Выкорч___вывать пни, обмеж___вывать участки, прож___вывать кусочки, подтуш___вывать рисунки, теч___т река.
Жёлтый попугайчик, чёрный день, шёпот листвы, толстые щёки, остаться с ночёвкой, частый шорох, перемежёвка бисером, корчёвка пней, ретушёвка фотографий, вкусная тушёнка, копчёная колбаса, посажёный отец, толчёное стекло, мочёное яблоко, дирижёр в оркестре, студент-стажёр, Ужо я задам тебе, озорник! Нехорошо ругаться! Выкорчёвывать пни, обмежёвывать участки, прожёвывать кусочки, подтушёвывать рисунки, течёт река.
В группу уточняющих членов, включаются такие синтаксические конструкции, которые в научной грамматике получили название пояснительных членов предложения. Логическую основу пояснительных отношений составляет тождество называемых понятий, то есть при пояснении два члена предложения называют один и тот же предмет (понятие), но именуют его по-разному. Например. Изюбр, или пятнистый олень, обитает в лесах Забайкалья и Дальнего Востока. Нрава она [Муму] была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного (Т.). Валуи растут большими стаями, а точнее сказать, россыпями (Солоухин). Пояснительные конструкции могут присоединяться союзами то есть, или (в значении то есть), а именно, а также словами вернее, точнее, иначе говоря, собственно и др. Например. Случилось очень важное событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Н. Т.). Кольчатый тюлень, или нерпа, относится к числу ластоногих (В. Арсеньев).
ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО. ОНА ЧЕРНОЙ ЗАВИСТИ ПОЛНА БРОСИВ ЗЕРКАЛЬЦЕ ПОД ЛАВКУ ПОЗВАЛА К СЕБЕ ЧЕРНАВКУ. И ЗАКАЗЫВАЛА ЕЙ СЕННОЙ ДЕВУШКЕ СВОЕЙ ВЕСТЬ ЦАРЕВНУ В ГЛУШЬ ЛЕСНУЮ…
ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО. ОНА, ЧЕРНОЙ ЗАВИСТИ ПОЛНА, БРОСИВ ЗЕРКАЛЬЦЕ ПОД ЛАВКУ, ПОЗВАЛА К СЕБЕ ЧЕРНАВКУ. И ЗАКАЗЫВАЛА ЕЙ, СЕННОЙ ДЕВУШКЕ СВОЕЙ, ВЕСТЬ ЦАРЕВНУ В ГЛУШЬ ЛЕСНУЮ…
КОГДА ОНА УЛЫБАЛАСЬ ЕЕ ТЕМНЫЕ, КАК ВИШНИ ЗРАЧКИ РАСШИРЯЛИСЬ ВСПЫХИВАЯ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНЫМ СВЕТОМ УЛЫБКА ВЕСЕЛО ОБНАЖАЛА БЕЛЫЕ КРЕПКИЕ ЗУБЫ И НЕСМОТРЯ НА МНОЖЕСТВО МОРЩИН В ТЕМНОЙ КОЖЕ ЩЕК ВСЕ ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ… ДО НЕЕ КАК БУДТО СПАЛ Я СПРЯТАННЫЙ В ТЕМНОТЕ НО ЯВИЛАСЬ ОНА РАЗБУДИЛА ВЫВЕЛА НА СВЕТ СВЯЗАЛА ВСЕ ВОКРУГ МЕНЯ В НЕПРЕРЫВНУЮ НИТЬ СПЛЕЛА ВСЕ В РАЗНОЦВЕТНОЕ КРУЖЕВО И СРАЗУ СТАЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ДРУГОМ САМЫМ БЛИЗКИМ СЕРДЦУ МОЕМУ САМЫМ ПОНЯТНЫМ И ДОРОГИМ ЧЕЛОВЕКОМ.
КОГДА ОНА УЛЫБАЛАСЬ, ЕЕ ТЕМНЫЕ, КАК ВИШНИ, ЗРАЧКИ РАСШИРЯЛИСЬ, ВСПЫХИВАЯ НЕВЫРАЗИМО ПРИЯТНЫМ СВЕТОМ, УЛЫБКА ВЕСЕЛО ОБНАЖАЛА БЕЛЫЕ, КРЕПКИЕ ЗУБЫ, И, НЕСМОТРЯ НА МНОЖЕСТВО МОРЩИН В ТЕМНОЙ КОЖЕ ЩЕК, ВСЕ ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ… ДО НЕЕ КАК БУДТО СПАЛ Я, СПРЯТАННЫЙ В ТЕМНОТЕ, НО ЯВИЛАСЬ ОНА, РАЗБУДИЛА, ВЫВЕЛА НА СВЕТ, СВЯЗАЛА ВСЕ ВОКРУГ МЕНЯ В НЕПРЕРЫВНУЮ НИТЬ, СПЛЕЛА ВСЕ В РАЗНОЦВЕТНОЕ КРУЖЕВО И СРАЗУ СТАЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ДРУГОМ, САМЫМ БЛИЗКИМ СЕРДЦУ МОЕМУ, САМЫМ ПОНЯТНЫМ И ДОРОГИМ ЧЕЛОВЕКОМ.
Выучить параграф 52, выполнить упр. 385.
8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 6-е изд. – М. : Просвещение, – 237 с. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык в 8 классе»/О.А.Нури – Издательство «Экзамен», – 253 с. festival.1september.ru/articles/553688/