« Формализм – это и есть знания минус мышление или – поскольку никакое усвоение знаний вовсе без мышления невозможно - знание плюс неадекватный им минимум мышления » С. Л. Рубинштейн
Неравнозначность отметки Уровни требований Оценка учителя 1.Различение 2.Узнавание 3.Воспоминание 4.Припоминание 5.Действия по образцу 6.Установление причинно-следственных связей 7.Перенос знаний 8.Классификация на общие и частные признаки
Общие умения, навыки и способы деятельности Специальные умения Надпредметные умения Универсальные способы получения и применения знаний Базовые умения учебной деятельности Навыки учебного труда
Выводы по результатам диагностики учащихся в 2008/2009учебном году 5-х классов 10-х классов Умение определять тему и главную мысль текста Умение извлекать из текста информацию, представленную в явном виде Находить в тексте примеры, доказывающие приведенное утверждение Использовать модели при решении задач Анализировать информацию, представленную в виде таблиц и преобразовывать ее в другие формы Высказывать простые оценочные суждения на основе текста Навык извлечения информации, заданной в явном виде из текста, таблиц, графиков и диаграмм Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой Умение различать факт, мнение, доказательство Выделять главную мысль текста, составлять план текста
Существенные недостатки в овладениями умениями: Составлять простой план к тексту Высказывать оценочные суждения на основе текста Находить в тексте примеры, поясняющие смысл слов Работать с текстами естественнонаучного характера Преобразовывать и интерпретировать естественнонаучную информацию Проводить сравнение и классификацию естественнонаучных объектов Формулировать выводы на основе полученных вычислением результатов Работать со сведениями, которые приводятся в условии задания Обосновать свое мнение по заданной проблематике социального характера
Пример задания на сравнение по нескольким основаниям критериям Вопросы для сравнения фотосинтездыхание 1Какие вещества используются в процессе? (1)Органические вещества, кислород 2Осуществляется ли данный процесс у растений? осуществляется(2) 3(3)хлоропластымитохондрии 4(4)(5)(6) Вывод:
Результаты выполнения задания Описание свойств объектов по указанным признакам для сравнения 65% Формулировка признака для сравнения по указанным свойствам объектов 42% Самостоятельная формулировка признака для сравнения соответствующих свойств объектов 19% Формулировка вывода по результатам сравнения 4%
Познавательная деятельность Использование для познания окружающего мира различных методов(наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и т.д.) Определение структуры объекта познания, поиски выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого Умение разделять процесс на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким критериям Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому
Информационно-коммуникативная деятельность Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания Осознанное беглое чтение текстов различных жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости Составление плана, тезисов, конспекта Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов Умение перефразировать мысль Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения
Пример1. Верны ли следующие утверждения о свойствах концентрированной серной кислоты? А. серная кислота обугливает органические вещества, отнимая от них воду. Б. Попадание кислоты на кожу приводит к тяжелым ожогам. Пример 2. Кислую среду имеет раствор: 1)Нитрата меди(II) 2)Нитрата бария 3)Ацетата калия 4)Карбоната бария Пример 3. Распределение электронов в ионе Cl- совпадает с распределением электронов в: 1) ионе F- 2) атоме Ar 3) атоме Ne 4) ионе Na+
Тесты текущего контроля начального этапа обучения химии Пример 1. Укажите правильный порядок действий при работе со спиртовкой: А) зажечь спичку Б) снять со спиртовки стеклянный колпачок В) поднести спичку к фитилю Г) поставить спиртовку в удобное для нагревания место на столе. Пример 2. Выберите из перечисленных три признака, которые могут быть свойствами какого-либо вещества: 1)Низкая температура кипения 2) имеет высокую твердость 3) имеет массу 4 г 4) имеет форму пирамиды 5) хорошо растворяется в воде 6) год выпуска 1999.