Татьяна Малева Социальное развитие: барьеры прошлого и риски будущего Санкт-Петербург, Леонтьевский центр, Юбилейная конференция, 10 сентября 2011 г.
Главные демографические вызовы ближайших десятилетий Нарастающая естественная убыль населения и сокращение численности населения России. Быстрая естественная убыль населения в трудоспособном возрасте. Старение населения Рост демографической нагрузки на трудоспособное население Большой приток иммигрантов Возможный рост эмиграции
Прогнозы численности населения России: ИДЕМ-2008, Росстат-2008, ООН-2006, Бюро Цензов США-2006): Большинство долгосрочных сценариев показывают сокращение численности населения России
Демографические сдвиги: демографическая нагрузка (детьми и пожилыми) на экономически активное население возрастает при любом демографическом сценарии Коэффициент демографи- ческой нагрузки (детьми и пожилыми) Доля пенсионеров в численности населения старше 18 лет
Резюме демографическое Преодолеть негативные тенденции демографического развития в обозримом будущем не удастся. Причина - инерционность демографической системы: ее будущее развитие в значительной мере предопределено тем, что происходило на его предшествующих этапах. В результате в ближайшее время страна столкнется с крайне неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, которые были «запрограммированы» его прошлой эволюцией и будут порождать негативные экономические и социальные последствия даже в том случае, если принимаемые сейчас меры по улучшению демографической ситуации окажутся успешными.
Всемерное сокращение смертности и увеличение продолжительности жизни. Увеличение продолжительности здоровой жизни, что требует а) значительного увеличения ресурсов и коренного совершенствования работы системы здравоохранения и б) позитивных изменений в поведении и стиле жизни большинства населения Рост рождаемости. Главный упор - не на материальное стимулирование рождаемости, а на эффективную семейную политику: учет экономических, социальных и демографических условий жизни современной городской семьи Международная миграция. Массовый приток мигрантов способен в значительной степени компенсировать естественную убыль населения и ослабить напряженность на рынке труда. Однако с этими положительными эффектами сопряжено появление новых социально-политических и этнокультурных проблем Демографическая стратегия 1 – смягчение хода демографических процессов
Демографическая стратегия 2 – адаптация общества, государства, социальных институтов к неблагоприятным демографическим тенденциям Долговременные сдвиги, которые невозможно преодолеть: сокращение общей численности населения страны сокращение численности его экономически активной части старение экономически активного и занятого населения сдвиг в структуре населения в экономически активных возрастах в пользу преобладания лиц старших трудоспособных возрастов – лет при сокращении доли молодежи до 30 лет Механизмы адаптации: увеличение производительности труда и структурные изменения, повышающие отдачу экономики повышение качества человеческого капитала и его рациональное использование повышения качества образования: специфическим ответом на меняющиеся демографические условия служит развитие системы непрерывного образования эффективная политика занятости
8 Специфика российской модели рынка труда – жесткая зарегулированная занятость, низкая производительность труда, сверхгибкая заработная плата Кризис создает возможности для реструктуризации экономики и рынка труда. Россия не воспользовалась этим шансом: искусственно поддерживается высокая формальная занятость на фоне падения заработной платы. Показатели занятости и безработицы практически вернулись к докризисному уровню. Социальный кит 1 - рынок труда: высокая, но неэффективная занятость В России сохранение высокой занятости ведет к консервации архаичной структуры рынка труда и экономики в целом. Эффект - социальная стабильность с торможением экономического роста
9 Трудовой кодекс и мобильность рынка труда Новый этап развития российского общества ставит вопрос о принципиальном соответствии российского трудового законодательства сложившейся экономической ситуации и ситуации на рынке труда. Принятый в 2001 г. Трудовой кодекс по своему духу повторяет содержание своего предшественника - КЗоТ (1971 г.), который был введен в действие в пик «застоя» и главной своей целью ставил борьбу с «текучестью кадров». Нормы, соответствующие рыночным реальностям, соседствуют в нем с ограничениями, унаследованными от советского периода. В итоге Трудовой кодекс по-прежнему ориентирован на закрепление рабочей силы на предприятиях и в связи с этим существенно осложняет ротацию кадров и подбор наиболее эффективных работников. В действующем законодательстве о труде сохраняются нормы, противоречащие складывающимся социально- экономическим реалиям.
10 Проведенная реформа трудового законодательства не принесла радикальных новаций, необходимых рынку. Как следствие, основной формой найма остается бессрочный трудовой договор. Не получили распространения гибкие формы занятости Формы трудовых отношений до и после принятия Трудового кодекса Трудовой Кодекс Трудовой кодекс направлен на обеспечение стабильной занятости работников и является одной из причин отсутствия стимулов к росту производительности труда Рынок труда: дисбалансы и деформации
11 ТК: ориентация на индустриальное общество, несоответствие целям постиндустриального развития Как и КЗоТ, Трудовой кодекс в основном рассчитан на рабочих в промышленности, занятых преимущественно физическим трудом, поддающимся нормированию. В постиндустриальном обществе резко возрастает объем и значение производства услуг и информации и, соответственно, интеллектуального труда, который не поддается нормированию. В настоящее время численность работников, занятых в сфере услуг и информации, составляет более половины численности всех занятых и эта доля постоянно растет. Доля работников, занятых производством услуг, в общей численности занятых, %
12 Нестандартная занятость: несоответствие ТК новым вызовам Стандартная занятость – найм работника в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора. Все формы занятости, отклоняющиеся от данного стандарта, могут рассматриваться как «нестандартные». В середине 2000-х гг. 2530% занятых в российской экономике имели нестандартные рабочие места. Это свидетельствует: о невозможности учета Трудовым кодексом разнообразия форм и видов занятости, характерных для современного рынка труда. о массовом уходе как работников, так и работодателей от норм трудового законодательства. Причина – не в случайных отклонениях от норм трудового права, а в системных структурных сдвигах в экономике, переходе от конвейерного производства к технологиям пост - индустриального типа, усилении конкуренции и стремлении работодателя к сокращению издержек и обеспечению гибкости для обеих сторон – работодателя и работника. Российское законодательство не учитывает этих стратегических вызовов и по-прежнему накладывает жесткие ограничения на использование многих нестандартных форм трудовых отношений.
13 Высокая формальная зарегулированность и низкая эффективность инфорсмента Всемирный банк: Россия - 61 балл против 45 в среднем для стран ОЭСР (чем выше оценка, чем более «зарегулированным» является рынок труда). В области регулирования увольнений разрыв еще более значителен: соответственно 71 балл против 28. ОЭСР: законодательство в среднем страны ОЭСР – 2,0 балла страны ЕС – 2,4 балла переходные экономики – 2,5 балла Россия - 3,2 балла фактическое исполнение (International Institute for Management Development): Россия – 15 рейтинг из 49 стран Нормы трудового законодательства в России исполняются экономическими субъектами примерно наполовину. Наиболее уязвимая сторона при нарушении трудового законодательства – работник.
14 Зона слабого действия трудового законодательства Зона частичного действия трудового законодательства Зона действия трудового законодательства Крупные и средние предприятия (49%) Малые предприятия (8%) Прочие (35%) Нефор- маль- ная заня- тость (18%) Зоны действия Трудового кодекса Трудовое законодательство не действует При широком распространении нестандартных трудовых отношений и огромном неформальном секторе, полностью выходящем за рамки законодательного регулирования, реальная гибкость рынка труда достигается даже при наличии сверхжестких ограничений, закрепленных в трудовом законодательстве.
15 Работник: потери на фоне трудовой защищенности Экономические группы населения Все малоимущее население100,0 Экономически активное население61,260,560,2 60,561,1 Занятые в экономике58,758,258,158,458,759,4 Профиль российской бедности: работающие бедные Динамика индикаторов неравенства по доходам и заработной плате в гг.
Политика занятости или политика противодействия безработице? Крупные и средние предприятия 37 млн. чел. (49%) Малые предприятия 6 млн. чел. (8%) Прочие 26 млн. чел. (35%) Нефор- маль- ная заня- тость 13 млн. чел. (18%) Незарегистрированная 4 млн. чел. (5.4%) Зарегистрированная 2 млн. чел. (2.6%) Заня- тость 69 млн. чел. (92%) Безрабо- тица 6 млн. чел. (8%) Политика на рынке труда Региональные программы занятости (менее 3%) Финансовая поддержка предприятий ( менее 15%) % экономически активного населения Экономически активное население 75 млн. чел.
Что в итоге? В России при формально высокой экономической активности – низкая и падающая (?) производительность труда Межстрановые сравнения: производительность труда МОТ, Доклад «Ключевые показатели рынка труда» (2007 г.),
18 Что делать? Поиск баланса и векторы развития от политики низкой безработицы к политике стимулирования роста производительности труда, созданию новых рабочих мест в инновационном секторе, инфраструктурных секторах, секторе услуг и т.д. от дешевых и неквалифицированных рабочих мест к рабочим местам с достойной заработной платой и высокой квалификацией труда от жесткого трудового законодательства и слабой дисциплины экономических субъектов от политики искусственного сдерживания высвобождения работников к политике эффективной занятости к гибкому трудовому законодательству и высокой дисциплине участников рынка
В последние годы на пенсионную систему обычно смотрят только с точки зрения текущих фискальных соображений (или наоборот популистских). Группа 2020 рассматривала ситуацию в пенсионной системе на долгосрочную (до 2050 года) перспективу, с учетом негативных демографических прогнозов. В российской пенсионной системе накопился целый ряд структурных диспропорций, которые на перспективе лет будут приводить к финансовым проблемам и социальной напряженности: Система не симметрична по отношению к различным социальным группам и не приспособлена к удовлетворению потребности в пенсионном страховании растущего российского среднего класса Система на создает эффективных стимулов к формализации рабочих мест Система способствует сохранению высокой доли рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями производства, предоставляющими право досрочного выхода на пенсию Система не устойчива по отношению к негативному демографическому тренду. Являясь наследницей советской системы, она не учитывает изменения, произошедшие в последние 70 лет в структуре жизненного цикла человека Система не учитывает неравномерность численности населения по когортам. Размеры платежей и сумма расходов на пенсионную систему по мировым стандартам уже являются высокими, а размер пенсий - низкий Социальный кит 2: пенсионная система:
Социальный кит 2: пенсионная система От инструмента борьбы с бедностью – к системе страхования и накоплений Основные характеристики пенсионной системы, гг. Динамика ВВП, денежных доходов, заработной платы и пенсии, 1991=100%
Пенсионная система: валоризация и индексация на фоне кризиса Динамика реальных денежных доходов, заработной платы и пенсии, в % к соотв. мес. пред.года Материальное положение домохозяйств: реальные изменения и ожидания (в течение ближайших 3 лет)
распространение пенсионной системы на средний класс создание стимулов для формализации рабочих мест реформирование досрочных пенсий: создание стимулов по выводу рабочих мест со вредными условиями труда в категорию обычных рабочих мест меры по стабилизации финансового состояния системы в связи со старением населения оптимизация планирования бюджета пенсионной системы в зависимости от демографических волн Стратегические вызовы пенсионной системе
Старение населения – вызов политическим институтам ! Формальное превышение численности пенсионеров 50%-го порога в общем электорате – середина 2030 гг., реальное с учетом более высокой избирательной активности пенсионеров – середина 2020 гг.
Социальный кит 3: социальная защита населения. Мимо цели? От социальной защиты массовых категорий – к адресной поддержке социально уязвимых групп Примерно половина бедных не имеет доступа к адресным программам социальной поддержки Получатели адресной социальной поддержки НИСП, НОБУС, серия обследова- ний населения
В 2009 г. на выплату ежемесячных пособий на ребенка на 7285 тыс. детей было израсходовано млн. рублей, что означает, что средний размер пособия в месяц составил 329 рублей или 6,7% от прожиточного минимума ребенка. Размер ежемесячного пособия на ребенка колеблется от 70 рублей в Пермском крае до 1000 рублей в Московской области и составляет в среднем рублей. Риски бедности различных групп населения Социальная защита: дети – самое дорогое? От поддержки отдельных категорий населения– к равномерной поддержке домохозяйства на различных этапах жизненных цикла
«Комбинированный» подход к определению бедности, 2010 г. 7% 13% 0,4%5% 14% 6% 8% 0,7% 23% 0,1%0,0% 11% 0,6% 19% 13% 3%3% 17% 8%8% 9%9%0,6% 9%9% Все бедные домохозяйства Домохозяйства пенсионеров Домохозяйства с детьми «Ловушка бедности» Смена адреса борьбы с бедностью: от пожилых – к детям Смена формы борьбы с бедностью: пожилым – социальные услуги; детям – деньги
Рынок социальных услуг – вакуум? От слабых монетарных мер поддержки нетрудоспособного населения – к гармонизации распределения функций по уходу за детьми и пожилыми между семьей, государством и рынками Межпоколенческие трансферты: деньги и услуги г. возрастные группы Межпоколенческие обмены: деньги и услуги НИСП, 2004 г., 11 тыс. респондентов
экономические - рост экономической активности и производительности труда социальные - повышение качества человеческого капитала Качество человеческого капитала выражается в количестве образованных, здоровых, ответственных и процветающих людей Экономические тренды: глобальная конкуренция с рынков ресурсов и инвестиций перемещается в сферу компетенций Тенденции в развитии семьи: конфликт между карьерой и семьей Вызовы институтам: формирование триады государство – рынки - семья Цели модернизации
Материально- имущественное положение Социально- профессиональный статус Субъективные оценки (самоидентификация) 21% 22% 40% 9% 7% 12% 2000 г., респондентов, 12 регионов РФ % от числа домохозяйств Накануне экономического подъема (2000 г.) денежные доходы недвижимое имущество сбережения движимое имущество уровень образования занят/не занят профессиональный статус различные самоидентификационные шкалы
Материально- имущественное положение Социально- профессиональный статус Субъективные оценки (уверенность) 26%19% 30% 9%9% 5% 12% 9% НИСП, 2007 г., респондентов, 32 региона РФ денежные доходы недвижимое имущество сбережения движимое имущество уровень образования занят/не занят профессиональный статус финансовое положение работа жилищные условия здоровье семейная жизнь % от числа домохозяйств На пике экономического роста (2007 г.)
Средний класс: был ли рост на этапе роста? Стратегия развития: От тактики выживания – к стратегии развития От борьбы с бедностью – к росту среднего класса 2000 г. – начало экономического роста 2007 г. – пик экономического роста 33% 37%
Резюме социальное Эффекты социального развития нельзя оценивать на основе монетарных методов (А. Сэн, Д. Стиглиц). Критерий социального развития – вертикальная социальная мобильность. В современной России наблюдается социальная стагнация - не работают социальные лифты: образование – снижение эффективности (отдачи): не гарантия социальной мобильности, а лишь повышение шансов рынок труда - занятость не является гарантией социального благополучия: (малооплачиваемость российских работников) миграция (село – город) – не социальная мобильность, а смена типа бедности (сельская – городская) Такой тип неравенства имеет не стимулирующий, а деструктивный характер
Пожилое население 20% Трудоспособное население 63% Дети 17% Возрастная структура Региональная структура Население успешных Население средних Население неуспешных регионов регионов регионов 26% 66% 8% Средний класс 20% Класс ниже среднего 70% Бедные 10% Социальная структура Экономическая и социальная политика ? ? ? Структура рынка труда Прозрачный РТ Непрозрачный РТ Полупрозрачный РТ 52% 23% 43% ?
Институты развития: создание благоприятной деловой среды; стимулирование потребительского спроса; банковское и ипотечное кредитование; пенсионное страхование и накопления; качественное высшее образование; непрерывное образование; корпоративное и добровольное медицинское страхование; рынок социальных услуг Институты поддержки: регулирование минимального размера оплаты труда; государственные пенсии; система адресной социальной защиты; качественное среднее профессиональное образование; система государственных гарантий в сфере здравоохранения; социальное жилье; социальное обслуживание Социальная поддержка или инвестирование?
Резюме политическое Необходима смена парадигмы и новый выбор целей и форм социального развития: от социальных расходов на поддержку бедных – к социальным инвестициям для развития средних приоритет - не деньги, а институты