Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Москва ноябрь, 2010 Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта
АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА: ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 1: ПРИОБРЕТЕНИЕ и ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ ЛР: 2;МР: 6, 10, 14, 15 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 2: СОТРУДНИЧЕСТВО ЛР: 9;МР: 12, 13 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в сов- местной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 3: КОММУНИКАЦИЯ МР: 7, 9, 11 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог ; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 4: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МР: 2 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 5: ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МР: 7, 8, 16 активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 6: САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ МР: 1, 3 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 7: ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ ЛР: 5;МР: 4, 5 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 8: ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ЛР: 1, 3, 6, 7, 8, 10 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам ОБОБЩАЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛР: 4 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам: подведем итоги ОКАЗАЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ ВЫДЕЛИТЬ 8 ГРУПП РЕЗУЛЬТАТОВ, соотносящихся с «навыками 21 века» или ключевыми компетентностями: 1.ПРИОБРЕТЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ 2.СОТРУДНИЧЕСТВО 3.КОММУНИКАЦИЯ 4.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ 5.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ 6.САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ 7.ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ 8.ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ
УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать выделенные навыки? 1)Какие факторы в наибольшей степени влияют на формирование данной группы навыков? 2)В каких компонентах задания могут находить отражение эти факторы?
Компоненты учебного задания характеристика задания мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выпол- нению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки методический комментарий (организационная часть) время выполнения задания
Общая схема анализа задания Основной вопрос для оценки задания Общая характеристика «хорошего» задания Обсуждение отдельных аспектов
В какой мере задание стимулирует учащихся приобретать новое знание и на какой основе строится это новое знание? «Хорошее» задание требует : исследования/преобразования известного; использования познавательных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания См. также раздаточные материалы (2-1) Приобретение и интеграция знаний
Приобретение и интеграция знаний: кодировка учебных заданий Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Распредели на группы величины: 1 т, 1 см, 1 г, 1 м, 1 мин, 1 с Запиши название каждой группы. Образец ответа: 1)1 т, 1 г - масса, 2) 1 см, 1 м – длина, 3) 1 мин, 1 с - время 1 КОД ЗАДАНИЯ:
Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Образцы ответов: 1)120, 580, 301 – трехзначные числа и 2) 52, 17 – двузначные числа ИЛИ: 1) 120, 580, 52 – четные числа и 2) 301, 17 – нечетные числа ИЛИ: иной вариант, отвечающий требованиям задания 3 КОД ЗАДАНИЯ: Распредели на две группы числа: 120, 580, 301, 52, 17 Запиши название каждой группы. Приобретение и интеграция знаний: кодировка учебных заданий
Задание 3 (для работы в паре). Придумайте каждый свою задачу о четверо- класснике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своем листе. Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике составленную им/ей задачу. Обсудите придуманные вами задачи и их решения; если нужно, измените условия и решите их снова. Приобретение и интеграция знаний: кодировка учебных заданий
Приобретение и интеграция знаний Проблемы для обсуждения: 1)Как оценивать задания на поиск информации? 2) Как оценивать задания на выполнение рутинных процедур?
Решение проблем Что понимается под «решением проблем»? Возможные типы заданий на «решение проблем»: принятие решения анализ и моделирование/ планирование анализ и устранение неполадок создание объекта с заданными свойствами
Решение (разрешение) проблем В какой мере задание требует использова- ния навыков и способов решения проблем и воплощения найденных решений в практике? «Хорошее» задание требует: поиска/разработки новых подходов; принятия решения в ситуации неопреде- ленности (есть возможность выбора); воплощения решения. См. также раздаточные материалы (2-2)
Решение проблемы: кодировка учебных заданий Умение: группировать числа по самостоятельно установленному основанию (основаниям) Распредели на группы величины: 1 т, 1 см, 1 г, 1 м, 1 мин, 1 с Запиши название каждой группы. Образец ответа: 1)1 т, 1 г - масса, 2) 1 см, 1 м – длина, 3) 1 мин, 1 с - время 1 КОД ЗАДАНИЯ:
Умение: осознавать главные ценности жизни и видеть их в искусстве Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них четыре, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. 2 КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: кодировка учебных заданий
Задание. Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали. Решение проблем: кодировка учебных заданий
Решение проблем Проблема для обсуждения: В каких формах может протекать воплощение решения в практике?
КОДИРОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ (2-3): Сотрудничество (2-4): Коммуникация (2-5): Использование ИКТ для обучения (2-6): Самоорганизация и саморегуляция (2-7): Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии (2-8): Ценностные установки
Самостоятельная работа в группах Составьте по одному учебному заданию на каждую из следующих проблем: Учебные задания: Сотрудничество Учебные задания: Коммуникация Учебные задания: ИКТ для обучения Учебные задания: Самоорганизация и саморегуляция Учебные задания: Ценностные установки Время подготовки - 5 минуты, на сообщение – 2 минуты
ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЯ
Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач В чем проявляется достижение основных образовательных результатов? личностных: готовность и способ- ность к саморазвитию: самоопределению; смыслообразованию; ценностная ориентация. метапредметных: способность к саморегуляции; коммуникации; познанию. предметных: система знаний способность к полу- чению новых знаний, их преобразованию и применению.
Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009) На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки. По каждому из параметров свыше 50% ( для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код 1 ( самый низкий из возможных ). Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении.
34 Россия: LA и SW баллы Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий и практически всегда ниже последних. По каждому из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4); подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта. Относительно успешно идет формирование только навыка коммуникации. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем. Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ Представь, что ты гуляешь на улице, тебя про- сили вернуться через час, а часов у тебя нет. Прочитай предложенные ниже варианты обращений. Заполни таблицу: укажи знаком правильно ли построено обращение – допущены ли в нем ошибки или таких ошибок нет. Устно исправь допущенные ошибки. Русский язык. Развитие речи. Планируемый результат: оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых средств в разных ситуациях общения
Приобретение и интеграция знаний стимулы: Мотивация (контекст задания или учебная ситуация) Содержание (условие, вопрос, инструкция) Критерии оценки
Приобретение и интеграция знаний: алгоритм принятия решения Требует приобретения знаний? Приобрете- ние знаний – основное требование? Задание междисци- плинарное? НЕТ ДА т.е. создания или преобразования известного? На что тратятся основные усилия, время? О чем гово- рят критерии?
Приобретение и интеграция знаний: проблемы для обсуждения Как оценивать задания на поиск информации? Зависит от того, что именно требуется в задании: а) найти информацию и зачитать её или б) найти информацию и на её основе прийти к новому для себя знанию;
Как оценивать задания на выполнение рутинных процедур? Зависит от а) этапа формирования данной процедуры (см. например, задания 5, 6, 9 – раздаточные материалы); б) наличия/отсутствия необходимости модифицировать данную процедуру раздаточные материалы (3) Приобретение и интеграция знаний: проблемы для обсуждения
Проанализируй свой режим дня и, если необходимо, внеси в него изменения. Ответь на вопросы: Сколько времени ты ежедневно тратишь на занятия физической культурой? Какие именно? Сколько времени уходит у тебя на приготовление домашних заданий? Сколько времени у тебя уходит на сон? Прогулки? Помощь близким? Решение проблем: примеры заданий
Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали. Решение проблем: примеры заданий
Есть ли у учащихся выбор? Решение проблемы – основное требование? Требуется воплощение в жизнь? НЕТ ДА НЕТ ДА Требуется воплощение в жизнь? Решение проблем: алгоритм принятия решения На что тратятся основные усилия, время? О чем гово- рят критерии?
Решение проблем: кодировка задания М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею З.Серебрякова. За завтраком К.Сомов. Арлекин и дама А.Пластов. Сенокос Д.Жилинский. У моря. Семья В.Попков. Шинель отца Б.Кустодиев. Купчиха за чаем В.Васнецов. Гусляры
Решение проблем: воплощение решения а) разработка, обоснование и реализация/ апробация принятого решения б) обоснование и создание модели, прогноза, планирования в) выявление «болевых точек», планирование и устранение неполадок г) разработка, обоснование, создание и презентация модели, макета, объекта, творческого решения … Во всех случаях существенным фактором является наличие заинтересованных лиц/экспертов
В какой мере задание требует сотрудни- чества и создания общего продукта? «Хорошее» задание требует : сотрудничества учащихся (с одноклассни- ками или людьми за пределами класса); создания общего продукта из взаимо- сязанных частей/продуктов: совместного обсуждения проекта/дизайна …; координации усилий; разделения ответственности за конечный продукт Сотрудничество См. также раздаточные материалы (2-3)
Позволяет сотрудничество? Требует сотрудничества? Учащиеся создают общий продукт? НЕТ ДА Сотрудничество: алгоритм принятия решения
Задание (для выполнения группой). Обсудите с одноклассниками, какую сцену из музыкального спектакля (оперы, мюзикла) вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц оперы/мюзикла, с которыми вы познакомились в классе. Распределите роли. Предложите оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните фрагмент оперы/мюзикла с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Сотрудничество: пример задания
Можно ли считать сотрудничеством: обратную связь, например при взаимооценке? участие в совместном обсуждении, например, в «мозговом штурме»? получение консультаций от эксперта? совместное выполнение лабораторной работы? Основной критерий – характер отношений между взаимодействующими субъектами (равно заинтересованные партнеры или опекун-подопечный) Сотрудничество: проблемы для обсуждения
В какой мере задание требует развернутой коммуникации заданного формата? «Хорошее» задание требует : развернутой связной коммуникации заданы основные параметры высказывания/текста коммуникативная задача; тема и предмет; формат (объем, структура, особенности построения …) Коммуникация См. также раздаточные материалы (2-4)
Коммуникация: алгоритм принятия решения Позволяет развернутую коммуникацию? Требует развернутой коммуникации? Заданы параметры коммуникации? НЕТ ДА
Можно ли считать коммуникацией: презентацию? участие в форуме? SMS-сообщение? задание с выбором ответа или задание на заполнение пропусков и пробелов? задание с кратким свободным ответом? решение математической задачи? Основной критерий – объем высказывания/текста Коммуникация: проблемы для обсуждения
В какой мере задание поощряет учащихся использовать ИКТ в целях обучения и развития? «Хорошее» задание требует такого исполь- зования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации или формированию всех ключевых навыков; достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных действий, операций. Использование ИКТ для обучения См. также раздаточные материалы (2-5)
ИКТ: алгоритм принятия решения Позволяет использовать ИКТ? ИКТ использует- ся для приобре- тения знаний или более сложных ИКТ-навыков? ИКТ помогает выполнить ранее недоступные действия? НЕТ ДА
Какие новые типы учебных заданий или виды учебной деятельности существенно облегча- ются при реализации или даже становятся воз- можными благодаря использованию ИКТ при: мотивации к изучению нового? введении нового материала? отработке предметных знаний и умений? формировании ключевых навыков? проверке и оценке достижений? организации работы учащихся? ИКТ: проблемы для обсуждения Основная проблема – разработка оболочек
В какой мере задание требует от учащихся управления своей деятельностью и обеспечивает необходимые условия? «Хорошее» задание предоставляет учащимся возможность самостоятельно планировать свою работу и контролировать ее выполнение : состоит из нескольких частей/этапов; рассчитано на длительное время выполнения; включает известные учащимся критерии оценки; минимизирует пошаговый контроль. Самоорганизация и саморегуляция См. также раздаточные материалы (2-6)
Учащимся известны критерии оценки? Задание многошаговое и длительное? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся планируют работу? Самоорганизация и саморегуляция: алгоритм принятия решения Учащиеся планируют работу?
Какие возможны этапы работы над заданием? Самоорганизация и саморегуляция: проблемы для обсуждения Например: сбор и обработка материала, черновик, обсуждение, окончательный вариант, презентация Как задавать критерии? Где проходит граница между помощью и пошаговым контролем со стороны учителя? Какие типы заданий наиболее эффективны?типы заданий
В какой мере задание стимулирует учащихся задумываться над мотивами, содержанием, способами, успешностью или неуспешностью своей деятельности, ее причинами? «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия См. также раздаточные материалы (2-7)
Учащиеся соотносят результат с замыслом? Требует самооценки? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха? Личностный смысл учения и рефлексия: алгоритм принятия решения Учащиеся анализируют причины успеха/ неуспеха?
Возможно, с целью формирования навыков рефлексии более целесообразно исполь- зовать метапредметные учебные задания? Личностный смысл учения и рефлексия: проблемы для обсуждения Например: листы самооценки
В какой мере задание стимулирует учащихся выразить и аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме? «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностные установки См. также раздаточные материалы (2-8)
Требует выражения собственной позиции? Предполагает выражение/оценку ценностных суждений? НЕТ ДА НЕТ ДА Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку? Ценностные установки: алгоритм принятия решения Учащиеся аргументируют выбранное суждение/ оценку?
В любом ли предмете возможно использовать задания, предполагающие высказывание или оценку ценностных суждений? Ценностные установки: проблемы для обсуждения Какие опасности сопровождают задания, предполагающие высказывание или оценку ценностных суждений?
64 Результаты международного сравнительного исследования ITL. РОССИЯ. Распределение баллов за разные типы заданий Среди заданий всех типов – чаще или реже – встречаются задания, получающие наивысшие оценки по инновационной деятельностной шкале.