Конкурсный урок по теме «Обыкновенные дроби» Подготовил учитель математики и информатики и ВТ МОУ СОШ с. Меньшой Колодезь Красников И.Б.
Ц ели урока: - закрепление знаний по теме «Обыкновенные дроби», совершенствование умений и вычислительных навыков; - воспитание здорового образа жизни; - развитие познавательных процессов учащихся; - развитие математической речи и логического мышления. З адачи урока: привлечь внимание учащихся к предмету, показать, что математика интересная и необходимая в современном мире наука.
I. Вводная часть. Р А З М И Н К А. Р А З М И Н К А. 1. Повторение материала. а) Что такое круг, окружность? а) Что такое круг, окружность? б) Посчитаем доли… б) Посчитаем доли… в) Что означает знаменатель, числитель? в) Что означает знаменатель, числитель? 2. Прочитайте дроби Устный счёт – гимнастика ума. а) Действия с натуральными числами. а) Действия с натуральными числами : 5 = 75 : 5 = 143 : 11 = 1000 : 5 = 75 : 5 = 143 : 11 = 18 х 8 = 15 х 40 = 25 х 12 = 18 х 8 = 15 х 40 = 25 х 12 = б) Как перемножить два соседних числа? б) Как перемножить два соседних числа? 12 х 13 = 16 х 17 = 12 х 13 = 16 х 17 = 18 х 19 = 26 х 27 = 18 х 19 = 26 х 27 =
II. Основная часть. 1. Задача на логическое мышление. В конверте находятся квадраты, треугольники и круги. Всего семь штук. Известно, что квадратов в три раза больше чем треугольников. Сколько в конверте кругов? В конверте находятся квадраты, треугольники и круги. Всего семь штук. Известно, что квадратов в три раза больше чем треугольников. Сколько в конверте кругов? 2. Многоуровневая задача «Старый садовник». Как-то старый садовник решил сделать оригинальную клумбу, высадив 1000 цветов. Розы составляли 3/5 всех цветов, георгины – 1/3 того, что составляли розы, а тюльпаны – остальное. Сколько на клумбе росло цветов каждого вида? 3. Физкультминутка.
4. Блок задач на тему «Здоровье». А знаете ли вы? a) Средняя продолжительность жизни женщины – 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины? b) Масса крови взрослого человека составляет 3/40 от массы его тела. Сколько литров крови у человека массой 80 кг.? c) Человек на три части состоит из воды и на две части из твёрдых составляющих. Сколько воды в ученике 5 класса, если его вес 40 кг.?
d) Голова человека составляет 1/8 часть размера тела. Каков будет рост человека, если голова имеет длину 18 см.? e) Ученик 5 класса способен задержать дыхание на 45 с., что составляет 3/40 от способности тренированного ловца жемчуга. Сколько времени может продержаться под водой тренированный человек? f) Средний рост мальчика- пятиклассника – 143 см. Найдите средний рост девочек, если известно, что он составляет 12/11 от роста мальчиков.
g) Человек может произнести членораздельно около 300 слов в минуту. Сколько слов произнесут две болтушки пятиклассницы за первые пять минут урока? h) Человеческий глаз отчётливо воспринимает изображение, мелькающее со скоростью 24 кадра в секунду, что составляет всего 2/25 от способностей насекомых. Сколько картинок может воспринимать в секунду муха, пролетающая над классом? Из букв складывается имя итальянского учёного- математика ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКОГО.
Историческая справка Леонардо Пизанский В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались – «ломанные числа». Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад. Первым европейским учёным, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи – Леонардо Пизанский. Именно он в 1202 году ввёл слово «дробь».
III. Заключительная часть. Домашнее задание. п. 23 (повторить) стр. 192 – 194; контрольные вопросы стр. 194; 903. Домашнее задание. п. 23 (повторить) стр. 192 – 194; контрольные вопросы стр. 194; 903. Подведение итогов. Подведение итогов. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Оценки за урок. Оценки за урок. Таблица перевода баллов в оценки.