Общая характеристика проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального педагогического образования Т.Г. Шкатова, заместитель декана педагогического факультета по учебной работе, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ ФГОС Концепция модернизации российского образования до 2010 года Концепция модернизации российского образования до 2010 года Федеральный закон 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» Федеральный закон 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» Федеральный закон 309-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Федеральный закон 309-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования
ПРОЕКТ Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров (по ФГОС-3) Наименование направления подготовки бакалавров и магистров Наименование квалификации/степени Педагогическое образование БакалаврМагистр Специальное (дефектологическое) образование БакалаврМагистр Психолого-педагогическое образование БакалаврМагистр
ПРОЕКТ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (по ФГОС ВПО 2009)
Педагогическое образование: Химическое образование Химическое образование Биологическое образование Биологическое образование Географическое образование Географическое образование Экологическое образование Экологическое образование Естественнонаучное образование Естественнонаучное образование Образование в области безопасности жизнедеятельности Образование в области безопасности жизнедеятельности Математическое образование Математическое образование Физическое образование Физическое образование Информатика и информационные технологии в образовании Информатика и информационные технологии в образовании Филологическое образование Филологическое образование Литературное образование Литературное образование Образование в области русского языка Образование в области русского языка Образование в области родного языка и литературы Образование в области родного языка и литературы Образование в области иностранного языка Образование в области иностранного языка Культурологическое образование Культурологическое образование
Педагогическое образование: Физкультурное образование Физкультурное образование Историческое образование Историческое образование Обществоведческое образование Обществоведческое образование Экономическое образование Экономическое образование Правовое образование Правовое образование Художественное образование Художественное образование Музыкальное образование Музыкальное образование Образование в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства Образование в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства Технологическое образование Технологическое образование Дошкольное образование Дошкольное образование Начальное образование Начальное образование Дополнительное образование Дополнительное образование Образование взрослых Образование взрослых
Психолого-педагогическое образование: Психология образования Психология образования Психология и педагогика дошкольного образования Психология и педагогика дошкольного образования Психология и педагогика начального образования Психология и педагогика начального образования Психология и педагогика инклюзивного образования Психология и педагогика инклюзивного образования Психология и педагогика дополнительного образования Психология и педагогика дополнительного образования Психология и социальная педагогика Психология и социальная педагогика Психология и педагогика образования одаренных детей Психология и педагогика образования одаренных детей Психология и педагогика профессионального образования Психология и педагогика профессионального образования Специальная психология и педагогика Специальная психология и педагогика
Специальное (дефектологическое) образование: Образование лиц с нарушениями слуха. Образование лиц с нарушениями слуха. Образование лиц с нарушениями зрения. Образование лиц с нарушениями зрения. Образование лиц с нарушениями двигательного развития. Образование лиц с нарушениями двигательного развития. Образование лиц с нарушениями интеллектуального развития. Образование лиц с нарушениями интеллектуального развития. Образование лиц с нарушениями речи. Образование лиц с нарушениями речи. Образование детей с задержкой психического развития. Образование детей с задержкой психического развития. Образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития. Образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития. Психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО): уровневая структура (бакалавриат-магистратура); уровневая структура (бакалавриат-магистратура); отсутствует деление на федеральный, национально- региональный и вузовский компоненты (весь стандарт – федеральный); отсутствует деление на федеральный, национально- региональный и вузовский компоненты (весь стандарт – федеральный); в каждом цикле – базовая и вариативная части; в каждом цикле – базовая и вариативная части; компетентностный подход к результатам обучения компетентностный подход к результатам обучения отказ от дисциплинарного подхода; отказ от дисциплинарного подхода; отсутствие обязательного перечня дидактических единиц ; отсутствие обязательного перечня дидактических единиц ; показатель трудоемкости - зачетные единицы (аналог европейской системы ECTS). показатель трудоемкости - зачетные единицы (аналог европейской системы ECTS).
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ Стандартом не устанавливаются: обязательные наименования дисциплин (за исключением истории, философии, иностранного языка, БЖД, физкультуры); обязательные наименования дисциплин (за исключением истории, философии, иностранного языка, БЖД, физкультуры); наименования других дисциплин приводятся как примерные (для разработки примерных программ дисциплин, учебников и учебных пособий); наименования других дисциплин приводятся как примерные (для разработки примерных программ дисциплин, учебников и учебных пособий); полный перечень дисциплин – в ООП (комплект учебно-методической документации вуза). полный перечень дисциплин – в ООП (комплект учебно-методической документации вуза).
Структура ГОС Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 2 - Общие математические и естественнонаучные дисциплины 3 - Общепрофессиональные дисциплины 4 - Дисциплины предметной подготовки
Структура ФГОС 1 - Гуманитарный, социальный и экономический цикл 2 - Математический и естественнонаучный цикл 3 - Профессиональный цикл 4 - Физическая культура 5 - Учебная и производственная практики 6 - ИГА
Общие требования: к результатам освоения основных образовательных программ; к результатам освоения основных образовательных программ; к структуре основных образовательных программ ; к структуре основных образовательных программ ; к условиям реализации основных образовательных программ. к условиям реализации основных образовательных программ.
Содержание понятий компетентность и компетенция Компетентность - качество, выражающееся в готовности (способности) на его основе успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с нею связаны. Компетенция – круг чьих-нибудь полномочий, прав. (Ожегов С. И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка). Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (согласно макету ФГОС ВПО).
Новое толкование содержания маркеров «знать / уметь / владеть»: – «знать» – как когнитивный компонент обучения (знания + понимание; возможные глагольные формы: «обладать знаниями о », «иметь представление о », «понимать» и т.п.), – «уметь» – как функциональный компонент обучения (т.е. умения + навыки; возможные глагольные формы: «соотносить», «различать», «использовать», «объяснять», «выделять», «определять», «интерпретировать», «систематизировать», «формулировать», «раскрывать», «характеризовать», «иллюстрировать», «выявлять», «классифицировать», «делать выводы», «оперировать», «осуществлять», «использовать», «переводить» и т.п.), – «владеть» – как личностный компонент обучения (т.е. владеть как «обладать»; возможные глагольные формы: «обладать», «владеть способами», «проявлять способность», «проявлять готовность», «воспринимать» и т.п.). ФГОС ВПО : «компетенция как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Соотношение компетенций и ЗУН
Результаты обучения усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции как способность самостоятельно применять их в практических ситуациях профессиональной деятельности (Проект ФГОС ВПО)
Таблица соответствия образовательных программ ГОС-2 и образовательных программ ФГОС Название образовательной программы (ГОС-2)код Название образовательной программы (ФГОС) кодI. Специальности:Информатика 6565 Педагогическое образование 62,68 Технология и предпринимательство 65 Музыкальное образование 65 Изобразительное искусство 65 Дошкольная педагогика и психология 65 Педагогика и психология 65 Педагогика и методика дошкольного образования 65 Педагогика и методика начального образования 65 Математика 65 Физика 65 Химия 65
Таблица соответствия образовательных программ ГОС-2 и образовательных программ ФГОС Название образовательной программы (ГОС-2)код Название образовательной программы (ФГОС) кодСпециальности:Биология 65 Педагогическое образование 62,68 География 65 История 65 Юриспруденция 65 Культурология 65 Русский язык и литература 65 Родной язык и литература 65 Физическая культура 65 Иностранный язык 65 Безопасность жизнедеятельности 65 Педагогика 65
Таблица соответствия образовательных программ ГОС-2 и образовательных программ ФГОС Название образовательной программы (ГОС-2)код Название образовательной программы (ФГОС) кодНаправления: Естественнонаучное образование 62,6862,68 Педагогическое образование 62,68 Физико-математическое образование 62,68 Филологическое образование 62,68 Социально-экономическое образование 62,68 Технологическое образование 62,68 Педагогика62,68 Художественное образование 62,68
Таблица соответствия образовательных программ ГОС-2 и образовательных программ ФГОС Название образовательной программы (ГОС-2)код Название образовательной программы (ФГОС) кодII. Специальности: Социальная педагогика 6565 Психолого- педагогическое образование 62,68 Педагогика и психология 65 Направления:Педагогика 62,6862,68 III. Специальности:Тифлопедагогика 6565 Специальное (дефектологическое ) образование 62,68 Сурдопедагогика 65 Олигофренопедагогика 65 Логопедия 65 Специальная психология 65 Специальная дошкольная педагогика и психология 65 Направления:Педагогика 62,6862,68