Выполнила: Барышникова Карина. Ученица 9 «А» класса.
Ян ван Эйк ( ) нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками раннего Возрождения портрета
Дату рождения художника следует, по всей вероятности, относить к первой половине 1390-х гг.; родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Первыми уроками мастерства, опять-таки предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту. К 1422 г., когда имя ван Эйка впервые упоминается в документах, это был уже известный живописец, состоящий на службе у Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге. После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии. Весной 1425 г. в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В том же году художник переехал в Лилль. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». В 1427 г. он отбыл в Испанию и затем в Португалию вместе с послами Филиппа, задачей которых было договориться о заключении брака между вдовцом-герцогом и португальской принцессой Изабеллой. Исполняя возложенную на него миссию, художник написал два портрета невесты и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «с каменным фасадом», а вскоре женился. В 1434 г. герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш. Взгляните на работы ван Эйка, наполненные жизнью и светом. Кажется, что драгоценные камни и драгоценные металлы на его картинах - настоящие и пылают внутренним светом. Его краски настолько прозрачны, что работы имеют уникальный, почти люминесцентный блеск. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый «Тимофей» (1432 г.), «Человек в тюрбане» (1433 г.), небольшое панно «Мадонна с младенцем» (1433 г.) и др.
1439г, масло на дереве, 32,6 x 25,8 cм Музей Гроениндж (Groeninge), Брюгге,Бельгия На портрете - Маргарет ван Эйк, жена художника. Одежда простая, домашняя, но яркие, радостные цвета, которые поражают во всех работах ван Эйка, очень украшают женщину. До французской Революции, общество живописцев хранило эту работу, обращаясь с нею как со святой реликвией. Как картина оказалась у них - неизвестно. Ян ван Эйк был придворным живописцем и в этом обществе не состоял. Возможно, это картина находилась в его доме, и писал он её в подарок жене ко дню рождения. На картине имеется надпись: Мой муж Йоханнес(Ян) закончил писать меня в году 1439, 15 июня, мне было тридцать три. Она сопровождается собственным девизом художника греческими буквами: «Als ixh xan» («Как умею»).
1434г, дерево, масло, 82 x 60 см Национальная Галерея, Лондон, Англия Джиованни Арнольфини был торговец шелком из Лукки в Тоскане. Он жил в Брюгге и был другом Ян ван Эйка. Этот портрет, написанный по случаю бракосочетания Джиованни Арнольфини и Джиованны Сенами, является первым парным портретом в европейском искусстве. Молодые супруги, взявшись за руки, произносят клятву супружеской верности, в присутствии двух свидетелей, чьи отражения видны в висящем на стене круглом зеркале символе всевидящего Божьего ока. Обряд совершается в святая святых бюргерского домаспальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага.
Распятие на кресте , дерево, масло, 56,5 x 19,5 см Столичный Музей Искусства, Нью-Йорк, США "Распятие на кресте" и "Судный день" были правой и левой створками триптиха, центральная часть которого потеряна.