КПР как средство сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса. Александрова Лариса Викторовна, педагог-психолог
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КПР 1. Технические средства Видео- и аудиосистема с набором видеозаписей и звукозаписей Видео- и аудиосистема с набором видеозаписей и звукозаписей Компьютер Компьютер Зрительно-световые приборы Зрительно-световые приборы 2. Методические материалы 2. Методические материалы Практические материалы для психологической работы в школе Практические материалы для психологической работы в школе Библиотека практического психолога Библиотека практического психолога Набор игрушек (мячи, куклы, кубики, пирамиды и т.д. Набор игрушек (мячи, куклы, кубики, пирамиды и т.д. 3. Документация 3. Документация График работы График работы Перспективный план работы Перспективный план работы Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий) Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий) 4. Мебель 4. Мебель Рабочий стол психолога Рабочий стол психолога Шкаф для пособий; тумба для аппаратуры Шкаф для пособий; тумба для аппаратуры Стулья Стулья Мягкие диваны Мягкие диваны 5. Дополнительные средства для дизайна интерьера 5. Дополнительные средства для дизайна интерьера Цветы Цветы Аквариум Аквариум
Результаты анкетирования обучающихся, педагогов и родителей. Цель: изучить потребности участников образовательного процесса в работе комнаты психологической разгрузки. ВЫВОД: 1.100% педагогов испытывают потребность в работе КПР. 2.73% родителей подтверждают необходимость создания КПР для решения поставленных задач % обучающихся подтверждают потребность в создании КПР.
Целью работы является определение, изучение и реализация возможностей КПР в процессе формирования психологического здоровья участников образовательного процесса. Объект: процесс сохранения и укрепления психологического здоровья субъектов образования. Предметом является комната психологической разгрузки как средство обеспечение психологического здоровья участников образовательного процесса средствами
Задачи: 1.1. Содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию обучающихся и оказание помощи в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушение эмоционально-волевой сферы, взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и др.) Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию Оптимизация межличностных отношений во взаимодействии: администрация – педагоги, педагоги – педагоги, педагоги – родители, педагоги – ученики, родители – дети, ученики – ученики, ученик – ученики Формирование у обучающихся, педагогов, родителей потребности в психологических знаниях, повышении психологической культуры.
Направления деятельности психологической службы в условиях КПР: 1. Профилактическое 2. Консультационное 3. Диагностическое 4. Коррекционно-развивающее
Таблица мероприятий по психологической диагностике п/пТема исследованияКонтингентЦель 1.Диагностика уровня психологической адаптации к школе 1 классВыявление причин дезадаптации 2.Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в среднем звене 4 классОпределение готовности к обучению в среднем звене. 3.Диагностика социально-психологической адаптации в среднем звене. 5 классВыявление факторов тревожности и причин дезадаптации 4.Диагностика познавательной сферы6 классАктивизация личностного роста 5.Диагностика интеллектуально- психологических особенностей, способностей 7 классОпределение интеллектуального и эмоционального состояния подростков 6.Диагностика уровня сформированности учебно-познавательных мотивов 8 классОпределение уровня мотивации 7.Диагностика направленности личности9 классАктивизация личностного роста 8.Диагностика самоотношения10 классАдекватность самооценки 9.Диагностика уровня напряженности10 классОвладение приемами снятия напряженности 10.Диагностика интеллектуально- психологических особенностей, способностей 11 классСодействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся 11.Диагностика уровня знаний педагогов возрастных особенностей школьников педагогиАктивизация профессионального роста 12.Диагностика социально-психологического климата в педколлективе педагогиОпределение уровня развития отношений в коллективе 13.Диагностика удовлетворенности родителей учебно-воспитательным процессом в ОУ. родителиВыявление причин неудовлетворенности 14.Диагностика уровня эмпатиипедагогиАктивизация личностного роста 15.Диагностика стиля взаимодействия с окружающими педагогиАктивизация профессионального роста
Указанные направления деятельности реализуются в отношении всех субъектов образовательного процесса: 1. Обучающиеся: дети как субъекты адаптации к новым образовательным условиям; дети девиантного поведения; дети с нарушениями в поведенческой сфере (тревожность, гиперактивность и т.п.) дети с нарушениями зрения (специализированные классы 4 вида) дети с нарушениями в эмоциональной сфере (тревожность, застенчивость, страхи и т.п.) дети как субъекты интеллектуального развития; успешные дети; старшеклассники на этапе оптации (предпрофильная подготовка, профильное обучение, профессиональное самоопределение). 2. Родители. 3. Педагоги.
Критерии эффективности ВЫВОД: из гистограммы видно увеличение количества обучающихся с высоким уровнем адаптации и равномерную динамику детей с низким уровнем адаптации. ВЫВОД: по мнению 95% обучающихся содействие формированию познавательной мотивации и росту познавательных интересов в школе осуществляется на высоком уровне. С точки зрения 87% родителей - на высоком уровне, 13% родителей - на среднем уровне. Оценка педагогами возможности их профессионального роста также высока.
Критерии эффективности ВЫВОД: данные гистограммы свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов учебным заведением.
Критерии эффективности ВЫВОД: как видно из гистограммы большинство обучающихся (89%), родителей (80%) и педагогов (72%) отмечают высокую степень эмоционально-психологического комфорта в учебном заведении.