УМК как средство качественной реализации стандартов нового поколения Докладчик Г.В. Раицкая, к.п.н., заведующая кафедрой дошкольного и начального образования
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Требования к условиям реализации ООП; Требования к структурным единицам ООП; Требования к результатам освоения ООП.
Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ УУД ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ ч.II п.10 ч.II п.11 ч.II п.12
Формирование универсальных учебных действий Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества
2) Организация собственной профессиональной педагогической деятельности на основе системно- деятельностного подхода. 1)Создание основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО). ДЕФИЦИТЫ 3) Обеспечение новыми учебно-методическими комплексами.
ПРОБЛЕМА: как «по старым» учебникам достичь новое качество в соответствии с требованием Стандартов 2009 года?
Ситуация с учебно-методическими комплексами (в том числе, учебниками) Отводимое время для подготовки всего УМК составило 2 месяца УМК сданы в ФЭС в июне 2010 г. Список УМК, прошедших ФЭС станут известны в декабре 2010 г. Новые учебники обещают напечатать к сентябрю 2011 г.
Количество детей, обучающихся по разным УМК, 2010/11 уч.год п/пучебно-методические комплексы% детей 1 «Школа России» 49,18 2 «Образовательная система «Школа 2100» 18,3 3 «Начальная школа 21 века» 12,0 4 «Дидактическая система Л.В. Занкова» 11,86 5 «Гармония» 2,7 6 «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» 2,4 7 «Перспективная начальная школа» 2,0 8 «Перспектива» 0,36 9 Классическая начальная школа «Ритм» 0,24 10 «Планета знаний» 0,16 11 «Новая инновационная школа» 0,8
А B C D B1B1 УЧЕБНИК 2004 г. А B УЧЕБНИК 2011 г.
Примеры из учебников разных УМК УМК «Образовательная система « Школа 2100 » Русский язык. 1 класс (Р.. Бунеев…). Упр.22 Прочитай предложения. Найди и выпиши пары слов, которые отличаются одной буквой. А какими звуками отличаются эти слова? Напиши звуки в квадратных скобках [ ]. Русский язык. 1 класс. Упр.44 Прочитай предложения. Какие буквы нужно вставить на месте пропусков? Как ты догадался? Произнеси парами слова с пропущенными буквами. Что ты заметил? Какая трудность возникает при написании этих слов? …… Образец: Лук, луковица, луковый.
Математика, 1 класс (Т.Е. Демидова…). Тема «Таблица сложения» (с.26-27, урок 52) Из девяти заданий, предложенных для проведения одного урока, семь заданий носят репродуктивный характер. УМК «Образовательная система « Школа 2100 »
Математика, 1 класс. Тема «Двузначные числа» (с.52-53) Из семи заданий, предложенных для проведения одного урока, пять заданий носят репродуктивный характер. УМК «Начальная школа XXI века» Математика, 1 класс (С.С. Минаева…). Тема «Квадрат» (с.28-29) Из девяти заданий, предложенных для проведения одного урока, семь заданий носят репродуктивный характер.
Образец: Саратов – саратовский. УМК «Начальная школа XXI века» Русский язык, 1 класс (С.В. Иванов…). Урок 16 упр.3 с.53 Подумай, какие слова ты будешь использовать, объясняя значение слов саратовский, городской… Запиши слова по образцу.
Русский язык, 1 класс, часть 1 (Л.М. Зеленина…). Из 18 упражнений темы «Интонация. Знаки препинания в конце предложения» (с ), 15 упражнений носят чисто репродуктивный характер. УМК «Школа России» Математика, 1 класс, часть 4 (М.И. Моро…). Тема «Квадрат» (с.28-29) С. 4, задания 1-6 (рассчитаны на один урок), носят репродуктивный характер: вычисли, каждый раз объясняя; найди сумму; найди разность.
УМК «Гармония» Математика, 1 класс (Н.Б. Истомина). Задание 303. Найди значение выражений – – – – – 70 Чем похожи и чем отличаются выражения?
УМК Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Математика, 1 класс (З.И. Александрова). Задание 46. Найди из двух заданий «свое»: 1)Как налить всем куклам чай поровну, если чашки у всех разные? 2) Как налить в лейки поровну воды, если они разной формы и размера? ? Есть ли среди этих сосудов одинаковые по объему? Как подобрать одинаковые по объему сосуды?
УМК Дидактическая система Л.В. Занкова Математика, 1 класс (И.И. Аргинская…). Задание 122. Тема «Числа и цифры» Сколько в очереди девочек? Сколько мальчиков? (актуализация знаний – пересчет объектов, название чисел) Сколько всего детей? Сколько взрослых? (пересчет других объектов, подготовка к изучению действия сложения) Сколько игрушек? (пересчет других объектов) Запиши найденные. Каких изученных натуральных чисел не хватает в твоей записи? Запиши их. Кто стоит пятым в очереди? Кто стоит вторым? Кто – восьмым?
Спасибо за внимание!