Методический совет Март 2010 Докладчик: Овсиенко Г.В.- учитель математики ГОУ СОШ при Посольстве РФ в АНДР
Особенности итогового повторения. 1.Цели итогового повторения. 2.Структура организации материала. 3.Уровни обобщения. 4.Уровни углубления. 5.Особенности оценивания.
1.Цели итогового повторения: 1)Систематизировать изученный материал, определив его значение и место в изученном курсе, указав его связь с узловыми темами и возможные логические структуры изучения следующих курсов или тем; 2)Выделить узловые темы и указать ключевые задачи ( упражнения) /умение решать которые является обязательным (базовым)/; 3)Выявить «слабые» места и поработав над ними,таким образом, подготовить к изучению следующего курса. ними,таким образом, подготовить к изучению следующего курса.
2.Структура организации материала. 1)Подобрать серию задач ( или упражнений), самостоятельное последовательное выполнение которых, неизбежно приведет к обобщённой задаче (или упражнению); 2)Серия задач (упражнений ) обязательно должна завершаться задачей (или задачами) повышенной трудности, для выполнения которой необходимо выйти на более высокий уровень решения задач « в принципе», т.е. указать как решать задачу, не проводя вычислений или доказательств; « в принципе», т.е. указать как решать задачу, не проводя вычислений или доказательств;
3)Схематизировать изученный курс для иллюстрации его структуры, что позволит увидеть все связи и переходы; 4)Указать фундаментальные определения, формулы, теоремы и задачи, без освоения которых невозможно успешное изучение следующих курсов или тем.
3.Уровни обобщения. 1)Задачи, подобранные в серию должны быть составными, т.е. состоять из нескольких базовых, и быть более высокого уровня, чем те, что предлагались во время изучения темы, и охватывать весь курс целиком; 2) Уровень сложности должен нарастать линейно так, что ученик мог бы выполнить все задачи, до критической, т.е.такой,в которой происходит переход на следующий,более высокий уровень;
3)Уровень задач ориентирован на самого сильного ученика класса ( которого, возможно, нет в данном классе) и охватывать весь курс; 4)Последняя задача или несколько последних должны содержать данные,записанные в обобщенном виде, т.е. без цифр. в обобщенном виде, т.е. без цифр.
4.Уровни углубления. 1)В зависимости от подготовленности класса, углубляться насколько возможно, не расширяя и увеличивая число теорем, формул, но на имеющейся базе знаний находить и устанавливать такие связи, которые позволяют решать без наличия инструментария сверхсложные задачи; 1)В зависимости от подготовленности класса, углубляться насколько возможно, не расширяя и увеличивая число теорем, формул, но на имеющейся базе знаний находить и устанавливать такие связи, которые позволяют решать без наличия инструментария сверхсложные задачи; К примеру: находить максимальное значение функции на отрезке без привлечения дифференциального исчисления, или, строить графики элементарных функций, используя сложение графиков и т.п. К примеру: находить максимальное значение функции на отрезке без привлечения дифференциального исчисления, или, строить графики элементарных функций, используя сложение графиков и т.п.
2) «Забегать» далеко вперёд ( в следующие курсы и темы) и возвращаться назад, тем самым «сшивая» весь курс; Например, решая задачу нахождении площади треугольника через площадь прямоугольника ( в 5 классе, тогда как тема эта будет изучаться только в 7 классе на уроках геометрии), что вполне доступно с учетом свойства площади состоять из площадей фигур, составляющих данную. Например, решая задачу нахождении площади треугольника через площадь прямоугольника ( в 5 классе, тогда как тема эта будет изучаться только в 7 классе на уроках геометрии), что вполне доступно с учетом свойства площади состоять из площадей фигур, составляющих данную. ( свойство аддитивности площади). ( свойство аддитивности площади).
3) Градация уровней углубления может быть такою: а) простое углубление ( решение задач, требующих гибкого мышления) или перенос, т.е. решение совершенно новых, иных задач известными методами; б) творческое углубление ( создание своего алгоритма решении задачи, но не метода); в) теоретическое углубление,исследование всевозможных вариантов( выдвижение гипотезы и её доказательство или опровержение).
5. Особенности оценивания. 1) Учитель должен подчеркивать, что при такой организации изучения материала важно не то, сколько решено задач, а как. Положительно оценивать даже незначительный успех или удачно высказанное предложение по способу решения задачи, по созданию математической модели, по постановке задачи; 1) Учитель должен подчеркивать, что при такой организации изучения материала важно не то, сколько решено задач, а как. Положительно оценивать даже незначительный успех или удачно высказанное предложение по способу решения задачи, по созданию математической модели, по постановке задачи; 2) Подчеркивать приоритет знаний, а не их оценки, точнее, отметки, которая может быть субъективной; 2) Подчеркивать приоритет знаний, а не их оценки, точнее, отметки, которая может быть субъективной;
3) Использовать в качестве поощрения предложение решить еще более сложную задачу, над решением которой можно думать не один урок или день; 4) Подчеркивать красоту решений и доказательств, неисчерпаемую тягу к знаниям и красоту изучаемой науки, точнее, её основ. 4) Подчеркивать красоту решений и доказательств, неисчерпаемую тягу к знаниям и красоту изучаемой науки, точнее, её основ.