Урок развития речи «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему» 8 класс Учитель высшей категории МОУ «СОШ 1 п.Советский» Голомидова Маргарита Леонидовна
Цели и задачи Учить писать сочинение-рассуждение Учить писать сочинение-рассуждение Развивать речь учащихся Развивать речь учащихся Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки Способствовать воспитанию ответственности за свои поступки
Ход урока 1.Сообщение темы урока и его цели 1.Сообщение темы урока и его цели 2.словарная работа по теме 2.словарная работа по теме 3.знакомство с рабочим текстом 3.знакомство с рабочим текстом 4.работа по тексту 4.работа по тексту 5.выступления учеников по проблемному вопросу «За что ответственны вы?» 5.выступления учеников по проблемному вопросу «За что ответственны вы?» 6.работа над сочинением 6.работа над сочинением 7.обобщение по уроку, подведение итогов 7.обобщение по уроку, подведение итогов 8.домашнее задание 8.домашнее задание
1.Вводная часть урока -Как вы понимаете тему урока? -Как вы понимаете тему урока? -Дайте лексическое значение слов: -Дайте лексическое значение слов: мораль- правила нравственности, сама мораль- правила нравственности, сама нравственность-нормы поведения человека в обществе нравственность-нормы поведения человека в обществе этика- совокупность норм поведения этика- совокупность норм поведения
2. Работа по тексту Для сегодняшнего урока мы возьмем текст писателя А.Бакланова «Сегодня и всегда" Для сегодняшнего урока мы возьмем текст писателя А.Бакланова «Сегодня и всегда"
3. Анализ текста -Определите тему текста -Определите тему текста - Какова проблематика текста - Какова проблематика текста -Определите идею текста -Определите идею текста -Определите позицию автора текста -Определите позицию автора текста -Определите лексическое значение слова ответственность -Определите лексическое значение слова ответственность
4. Работа над сочинением В Н И М А Н И Е !!! Три типа речи: П- повествование О – описание Р - рассуждение
Рассуждение Рассуждать-значит доказывать Рассуждать-значит доказывать I. Вступление I. Вступление тезис-то, что надо доказать тезис-то, что надо доказать II. Основная часть II. Основная часть доказательство доказательство III. Заключение III. Заключение вывод, следствие вывод, следствие
Работаем над вступлением Тезис-каждый человек должен быть ответственным за свои поступки Тезис-каждый человек должен быть ответственным за свои поступки
Работаем над основной частью -Как вы понимаете разумное отношение к природе? -Как вы понимаете разумное отношение к природе? -В чем оно должно проявляться и каким образом проявляется в нашей жизни? -В чем оно должно проявляться и каким образом проявляется в нашей жизни? В чем -разумное отношение к природе проявляется лично у вас? В чем -разумное отношение к природе проявляется лично у вас? -Согласны ли вы с утверждением писателя Бакланова: «Кто не воспитал в себе чувство ответственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы» Как вы это понимаете? -Согласны ли вы с утверждением писателя Бакланова: «Кто не воспитал в себе чувство ответственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы» Как вы это понимаете? -Воспитываете ли вы чувство ответственности в себе? -Воспитываете ли вы чувство ответственности в себе? -Почему текст назван «Сегодня и всегда», а не иначе? -Почему текст назван «Сегодня и всегда», а не иначе?
Примерный план сочинения- рассуждения I.Вступление. Что такое ответственность? II.Основная часть. Ответственность воспитывается с детства. 1) проблема-можно ли воспитать чувство ответственности в зрелом возрасте? 2)комментарий-какие качества должен воспитать в себе человек на протяжении жизни? 3)позиция автора текста- кто не воспитал в себе ответственность в юности, тот не научится этому и в зрелые годы 1) проблема-можно ли воспитать чувство ответственности в зрелом возрасте? 2)комментарий-какие качества должен воспитать в себе человек на протяжении жизни? 3)позиция автора текста- кто не воспитал в себе ответственность в юности, тот не научится этому и в зрелые годы III. Заключение. В чем актуальность данной проблемы?